
Автовладельцы, которые решили купить полис ОСАГО, вынуждены среди ночи занимать очереди у дверей офисов страховых компаний. И даже это не всегда помогает получить необходимое. Страховщики свою медлительность аргументируют сразу несколькими причинами. Говорят, процесс оформления и сам по себе не быстрый, к тому же усложняет ситуацию и наплыв клиентов. А он, в свою очередь, связан с тем, что малолитражные авто в Северной Осетии готовы страховать только в двух компаниях. При этом правозащитники подозревают, что у страховщиков в затягивании процесса есть свои интересы.
Очередь у офиса страховой компании за полисами ОСАГО начинает собираться с ночи. И так чуть ли не каждый день, рассказывают клиенты республиканского отделения «Росгосстраха». Многие не раз и не два пытаются получить полис, но очередь до них так и не доходит. Но, даже заняв очередь в предрассветный час, невозможно застраховаться от конфликтных ситуаций из-за своего места. Отчего, казалось бы, простая и привычная процедура стала настоящей проблемой, в республиканском отделении «Росгосстраха» объясняют тем, что оформление полисов ОСАГО стало занимать больше времени. Каждого клиента теперь в компании обязаны консультировать и по другим видам страховых услуг. Например, жизни или имущества. Это нужно для увеличения доходности компании, а еще страховщики заверяют, что много времени уходит и на обмен данными о клиентах в электронных системах компании и Российского Союза автостраховщиков.
«Время затрачивает работник на то, чтобы сведения о транспортном средстве и водителе, которого надо вписать в полис мы обязаны запрашивать в программе Российского Союза автостраховщиков в момент заключения договора. Но при этом часто бывает сбой связи. И сама программа РСА «зависает». На прошлой неделе из-за этого мы не могли выписать ни одного полиса за полдня», — говорит директор филиала страховой компании «Росгосстрах» Святослав Касабиев.
Очереди образуются еще и потому, что полисы ОСАГО в местном «Росгосстрахе» сейчас оформляет только один специалист, который прошел тестирование и имеет допуск на этот вид страхования. Такое разрешение выдает Центробанк – регулятор страховых компаний. Кроме того в республике резко сократилось количество страховых компаний, которые предоставляют услуги по ОСАГО. Если в прошлом году их было 19 то сейчас только 7 и лишь «Росгосстрах» и «РЕСО-Гарантия» занимаются страхованием ответственности владельцев авто мощностью меньше 100 лошадиных сил. Стоимость полиса на такие машины в среднем 5,5 тысяч рублей. На более мощные авто до 1,5 раз больше. Их страховые агенты оформляют сразу. А владельцам малолитражек говорят, что нет бланков. У страховых агентов свои аргументы. Говорят, лимит по выплатам за поврежденное авто поднялся со 150 до 400 тысяч рублей. Теперь страховщикам выгоднее продавать более дорогие полисы ОСАГО. Сейчас в Северной Осетии малолитражки можно застраховать только в центральных республиканских офисах «Росгосстраха» и «РЕСО-Гарантии». А вот агенты этих компаний действуют уже по своему усмотрению – они внештатные работники, и центральные офисы рычагов воздействия на них не имеют.
«Агенты стараются заработать на таком же количестве полисов больше денег. Вот объяснение тому, что кто-то оформляет, кто-то нет. В официальном представительстве филиала оформляются полисы вне зависимости от количества лошадей», — говорит директор филиала «РЕСО-Гарантия» в республике Игорь Хутиев.
В «РЕСО-Гарантия» за половину марта оформили более 1200 полисов ОСАГО. Например, в один из дней 2 специалиста выписали 110 бланков. Но наплыв желающих оформить страховку не уменьшается. Автовладельцы и защитники их прав не исключают, что страховщики искусственно создают «невыгодным» клиентам неудобства, чтобы вынудить их уйти к другим страховщикам.
«Приходите в другие страховые компании требуйте, настаивайте на своих правах. Страховая компания, которая имеет лицензию на ОСАГО, должна страховать всех, а не только физических или юридических лиц», — объяснила директор Союза защиты прав страхователей Таира Макоева.
С 1 июля в обращение будут вводиться бланки ОСАГО нового образца. Действующие до этого срока полисы менять не нужно. Удорожания стоимости этого документа не предусмотрено. Как сообщают в Российском Союзе автостраховщиков, компании постараются сделать все, чтобы замена бланков прошла для клиентов с максимальным удобством. Правда как это будет на практике непонятно. Тем более, когда даже обычная, а не массовая замена вызывает столько затруднений.
ГТРК «Алания»