Цагараев: Большая часть осетинского сыра завозная

Руководитель инвестпроекта «Алания Продукт» о замороженных осетинских пирогах, нехватке сыра и молока и фобиях современного бизнеса.

— Мне всегда было интересно направление экономики. Это были девяностые годы, тогда никто особо не знал ничего, только по телевизору видели «бизнес» в основном в американских фильмах. У нас в школе был предмет «основы экономики». Нам его преподавал учитель истории, который параллельно с нами изучал эту сферу. Но он был настолько доступным и содержательным, что мне хватило половины учебника, чтобы закончить факультет экономики и управления в институте. Базу мне дали такую, что я до сих пор часто пользуюсь этими знаниями.

Работать после института я начал в представительстве компании Colgate. Начал с самых низов, торговым представителем, потом стал старшим торговым представителем и супервайзером.  Когда я начинал, продажи в Осетии были около 100 тысяч. Через три года мы достигли цифры в 3 млн, а в Кабардино-Балкарии — 2,5 млн.

Я получил колоссальный опыт как управленческий, так и по продажам. Как раз в этот период у нас начали открываться сотовые компании. Когда в республике открылся офис компании Beeline, мы были одними из первых дилеров. Потом открыли небольшую сеть салонов связи. Причем  в основном в районах, никто не хотел идти в села.

Параллельно работал начальником отдела производства и продаж на заводе «Дарьял», где познакомился непосредственно с производством, планированием, логистикой. Весь процесс доставки товара зависел от меня, производственная часть тоже была очень близка. Когда я пришел со своей командой, полностью поменял отдел продаж, мы показали достаточно серьезный результат. Если первый год мы выравнивали падение, то после показали практически стопроцентный рост. Потом я был начальником отдела по работе с ключевыми клиентами в «Дюбуа», федеральными сетями «Магнит» и «Метро». Таким образом, я постепенно получал разносторонний опыт.

Со временем была организована отдельная компания, которая занималась продажей осетинских пирогов за пределами республики. Сейчас мы продаем пироги в Москву и на Дальний Восток, есть договоры и с федеральными сетями.

— А в каком году зародился проект с замороженными пирогами?

— Проект с пирогами «Алания Продукт» мы запустили в 2015 году. Когда началась работа с федеральными сетями, мы увидели что есть определенные проблемы с осетинским сыром, которого в республике не хватает. Мы начали искать сыр, оказалось что его очень мало завозят.

— Завозят или производят?

— Завозят, большая часть сыра завозная. С соседних регионов: Кабардино-Балкария, Дагестан, Ставропольский край. Мы решили производить сыр, начали искать молоко. В итоге получилось, что и молока в республике нет. Когда мы поняли, что не хватает молока, обратились в министерство сельского хозяйства. И стали смотреть программы по господдержке, узнали, что есть очень интересная программа по развитию сельхозкоопераций.

Делать маленькую ферму неэффективно, а одну большую сложно и затратно. Тогда мы обратили внимание на программу сельхозкооперации, когда кооператоры объединяются и могут сделать совместную переработку. Для этого нужен был кооператив, который был зарегистрирован более года назад, таковых в Осетии на тот момент практически не было. Переговорили с фермерами, решили объединяться. В 2018 году мы уже участвовали в проектах господдержки минсельхоза. И выиграли грант на сумму 11,8 млн рублей.

— Кто входил в кооператив?

— Несколько крестьянско-фермерских хозяйств. У некоторых есть  коровы, некоторые занимаются переработкой молока, есть компании, занимающиеся продажей в сети. В любой продукции самое главное ее продать. Если конечный продукт не продашь, то все зря. Например, пироги мы возим в Москву, там есть распределительный центр. На всем логистическом этапе нужен температурный режим – 18 градусов. Пришлось кооперироваться с компаниями, которые могут обеспечить этот режим. Это производители пельменей и мороженого. С ними теперь мы осуществляем совместную логистику, так как ее невыгодно осуществлять небольшими партиями.

— Получается, вы объединили смежные направления?

— Да. Смежная кооперация выгодна. Для того чтобы сделать это одному, нужны очень большие вложения, и они могут оказаться нерентабельными. Чтобы машина регулярно в Москву ходила, надо купить фуру. Фура стоит 5 млн, рефрижератор 8 млн, плюс ее надо загружать туда и обратно. А здесь мы вместе кооперируемся, но у каждого свои приоритеты.

Сейчас мы уже закупили технику, идет монтаж оборудования, и, я думаю, до конца года основную часть работ мы уже завершим.

— И что будет на выходе?

—  Производство сыра, что позволит делать замороженные пироги. Некоторая часть пойдет как готовый продукт, не как сырье. Будем упаковывать его фиксированным весом. Планируем продавать в сети, потому как в сетях нашего осетинского сыра нет. Это будет конечный продукт с более высокой стоимостью.

— А потребность в осетинском сыре есть?

— Однозначно. Спрос достаточно большой. Мы часто бываем на выставках в других регионах, наш сыр всем нравится и всегда его хорошо покупают, просто пока не в промышленных масштабах. «Молоко Осетии» делает фасованный сыр, и «Березка» делает, но если сравнить с адыгейским сыром, то у него объемы производства куда больше. Они в 2018 году произвели 12 тысяч тонн, нам до этих показателей очень далеко, а он в принципе на осетинский сыр похож.

— А как выдерживать конкуренцию с адыгейским сыром?

– Мы часть рынка в любом случае заберем. Я думаю, весь объем, который Осетия сможет производить, будет востребован. Если его делать в фасованном виде с хорошим сроком годности и фиксированным весом.

— С какими препятствиями встречается бизнесмен на производственном этапе?

— В основном – Налоговая. Например, бывает какая-нибудь старая недоплата 5 копеек, их тяжело бывает убрать, приходится несколько раз смотреть, сверять. Два года назад была встреча руководства республики с бизнесом, на которой минэку и минсельхозу было рекомендовано внести правки в допущении небольшой задолженности в пределах погрешности 500-1000 руб. У тебя может быть проект на 55 млн, но если на момент подачи заявки там «выскочит» 500 рублей задолженность, то раньше это было основание для отказа. В 2019 году минсельхоз в правила внес, что если задолженность составляет до 3000, то в конкурс проходишь.

— Недавно прошла информация, что количество предпринимателей по данным статистики уменьшилось. В чем причина, учитывая, что программы господдержки постоянно увеличиваются?

— Я вижу проблему в том, что после кризиса 2014 года у людей заметно уменьшились доходы, соответственно, они начинают меньше тратить. А уменьшение покупательского спроса ведет к уменьшению рынка в деньгах. Конечно, многие будут закрываться. Потому что на всех денег не хватает. В этом случае остаются самые успешные и сильные, и достаточно активно развиваются. Поэтому для кого-то кризис — хорошая площадка для старта и роста. Все говорили, придет «Метро» и все закроются. Кто-то может и закрылся, но не из-за «Метро», а из-за того, что не работал как нужно. У нас очень активно работают «Пятерочка», «Магнит», тот же «Метро», «Леруа Мерлен» сейчас открылся. Мы видим, что многие магазинчики закрылись, но в то же время много маленьких и открылось. А наши супермаркеты, сети, допустим «НАШ», «Стейтон» активно развиваются. Они за последние несколько лет в несколько раз выросли. «Чиба» построили из маленького магазинчика большую торговую базу. «Деликат» построил очень красивый и просторный магазин, открыли колбасный цех. То есть мы наблюдаем, как местный бизнес развивается в условиях усиливающейся конкуренции.

— Какая сегодня сфера наиболее рентабельная, если начинать свой бизнес?

— Лучше всего посмотреть аналитику – то, чего нам больше всего не хватает. В республике сейчас не хватает продукции сельского хозяйства, большую часть фруктов и овощей мы завозим. Думаю, и зелень до сих пор завозная. Очень интересны ценные породы рыбы. По моему мнению, будущее именно за рыбой. Мы имеем достаточно большие водные ресурсы. У нас нет огромных рек и озер как в Карелии, зато у нас есть горные реки, родники. Еще один плюс, то, что наши воды не замерзают, что позволяет производить рыбу круглый год.

-Почему товары местного производства цена в разы выше, чем на привозные товары?

— У нас очень маленький объем производства. Если взять, допустим, сырьевое молоко, его стоимость в 1,5 раза выше, чем в Ставропольском крае. За счет того, что в тех регионах много молока и на данный момент цена на него низкая. Когда завод по низкой цене покупает молоко на выходе его продукт тоже дешевле. В Ставропольском крае цена на молоко, условно, 23-25 рублей, у нас цена молока 30 рублей, то есть 50% у тебя разница на входном сырье, конечно и на выходе дороже.

-Соответственно, если у нас будут производить больше молока, то цена его будет ниже?

— Почему решили с сельхозкооперации начать? Потому что когда у тебя практически свои коровы, или одного из твоих соучредителей, то приоритетно он отдаст молоко в кооператив. Являясь участником кооператива, он и по цене может дать лучшие условия. Недавно в наш кооператив вошли новые крестьянско-фермерские хозяйства, мы делаем мини-фермы. Наши фермеры в этом году поучаствовали в федеральной программе минсельхоза «Агростартап» (выделение грантов начинающим фермерам — прим.). Мы в горах создадим шесть хозяйств, в которых содержатся до 50 голов. В первый же год мы их на половину загрузим коровами, и они начнут давать сыр. К моменту как заработает наше производство, хозяйства тоже будут запускаться. И у нас будет свое молоко.

— К моменту открытия завода будут коровы, дающие молоко для производства сыра?

— Да, все правильно. Получается комплексный подход, основную часть делаем сами, чтобы ни от кого не зависеть. Ты не можешь строить завод, если у тебя нет сырья. А в горной местности дефицит сырья будет. Когда мы уже начнем работать и частично обеспечим себя сырьем, то с фермерами заключим договоры на поставку молока. Это уже дополнительный объем, что позволит держать хорошую цену.

— А как это отразиться на развитии сельской местности? Даст ли это новые рабочие места району?

— Любые рабочие места — плюс району. На первом этапе это примерно 30 рабочих мест. Сам фермер, по два человека, которых он возьмет на работу. Шесть хозяйств получается уже 18 человек, которые будут зарабатывать. Плюс у нас на производстве будут люди: производственная часть, бухгалтерия, торговые представители, доставка. В дальнейшем количество сотрудников будет увеличиваться.  Есть планы, чтобы за счет воспроизводства коров, кооператив каждый год дополнительно генерировал сам одно хозяйство. Это такая социальная часть проекта, когда сможем не только за счет грантов и кредитов, но и за счет собственного воспроизводства, объединяясь, генерировать хозяйства.

— А есть ли поддержка со стороны минэка?

— Мы обратились к Фонду поддержки предпринимательства за льготным кредитованием на условиях софинансирования (40% своих средств). Если у Фонда раньше процентная ставка была 10%, то сейчас по льготным направлениям (сельское хозяйство, туризм и др), дают под 6,5 %.

— Руслан, какой должен быть предприниматель сегодняшнего дня?

— Предприниматель в любом случае должен быть живым и деятельным, не должен опускать руки и находить самооправдания. Раньше сложности были одни, сейчас совсем другие. Намного меньше проверок. Сегодня ты можешь пожаловаться на различные структуры и ведомства. Если понимаешь неправомерность  действий, пишешь заявление в прокуратуру и осуществляется контроль над любым надзорным органом. Есть сложности, но это требования современного законодательства.

— А законодательство не ужесточает условия для создания бизнеса?

-Для создания наоборот сейчас все легче, но работать, в какой-то степени, чуть сложнее. Например, раньше многие работали вообще без кассы, теперь всех обязали устанавливать онлайн-кассы

— Более жесткий контроль получается?

-Это дополнительные расходы. Онлайн-касса стоит 40 тысяч. Второе: с нового года хотят убрать единый налог на вмененные доходы. Грубо говоря, ты можешь за свою торговую площадь заплатить, условно, 10 тысяч рублей и спокойно работать. Сейчас, порядок цифр, возможно, станет другим.

Но сказать «все плохо, я ухожу»… Значит, ты не предприниматель. Предприниматель должен при любых условиях зарабатывать деньги. Я всегда в пример привожу людей, которые в советские времена, при КГБ, умудрялись делать производства, цеха и зарабатывали миллионы советских рублей. Тогда за это могли расстрелять. Люди, несмотря на эти законы, работали, и не были при этом бандитами.

Мне вообще удивительно, сейчас таких людей ищут днем с огнем и поддерживают грантами, и то не могут найти. Сейчас, я думаю, пока не хватает «длинных дешевых денег», их получить достаточно сложно, но возможно. По крайней мере, по линии сельского хозяйства кредиты до 5% получить можно. Опять же нужна залоговая база. Но в принципе для больших проектов их находят. Плюс софинансирование.

Я смотрю, что планы идут на укрепление хозяйства. Раньше по пять коров давали, по десять. Сейчас хотят, чтоб хозяйства были более крупными. Государству интересно, чтоб ты создал рабочие места. Обеспечивал себя, а не ходил к государству с протянутой рукой.

У предпринимателя есть большое преимущество. Он сам генерирует деньги, то есть зарабатывает столько, сколько может. Самые успешные бизнесмены — не те, кто придумали ноу-хау или имел много денег, а те, которые успели успешно воплотить идею. Если чувствуешь, что у тебя есть призвание к бизнесу — надо делать.

Архив
«»
ПнВтСрЧтПтСбВс
15161718192021
22232425262728
2930     
       
    123
18192021222324
25262728293031
       
   1234
26272829   
       
    123
45678910
       
  12345
6789101112
13141516171819
27282930   
       
      1
9101112131415
3031     
    123
45678910
18192021222324
       
 123456
78910111213
28293031   
       
     12
3456789
10111213141516
24252627282930
31      
   1234
567891011
12131415161718
       
891011121314
15161718192021
293031    
       
     12
       
  12345
6789101112
       
  12345
2728     
       
      1
2345678
3031     
   1234
567891011
       
 123456
282930    
       
     12
10111213141516
31      
   1234
567891011
       
293031    
       
    123
45678910
18192021222324
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031