
Ежегодно, вне зависимости от сезона и времени суток в сторону границы России с Грузией скапливается бессчетное количество фур. По номерам большегрузов можно изучить географию не только России, но и ближайших стран. Большое количество грузовиков видно издалека, ими забито всё в радиусе 3, 5 километров. Зачастую для водителей, продвижение по дороге в сторону КПП «Верхний Ларс» затягивается на недели. Причиной тому является закрытие дороги в связи со снегопадом или большой поток туристов. Как проходит жизнь в ожидании, чем занимаются водители большегрузов, с какими рисками и трудностями сталкиваются – разобрался корреспондент «15-го Региона».
Возле селения Чми находится большая часть фур. Некоторые дальнобойщики нерасторопно поблизости набирают воду, другие прогуливаются вдоль очереди из машин, знакомятся с коллегами. Недельные ожидания утомляют, а общение помогает узнать новости – признаются они.
«Вот уже 14 дней я стою здесь, на Новый год выезжал в город, чтобы встретить его как полагается. Для туристов эта дорога – захватывающее и интересное приключение, а для нас, к сожалению – сущий ад. Мы стоим днями без четкого понимания того, когда нас пропустят через границу. Спасает – общение», — сетует Гамлет Хачатрян.
По словам водителя Артура Терьяна, простой фуры обходится в «копеечку», восемь дней ожидания для него и владельца грузовика – катастрофа. За два года работы дальнобойщиком максимум он стоял 11 дней, однако, как признался собеседник, есть предчувствие, что этот рейс продлится более двух недель.
«Работа мне моя нравится, с детства привлекали большие машины. Проблемы в виде ожидания возникают не в первый и не в последний раз. Но я сам выбрал эту профессию, поэтому и жаловаться не буду. Стараюсь не возить скоропортящиеся продукты, чтобы не подвести грузополучателя», — рассказал он.
Дальнобойщики, несмотря на сложность работы — народ простой. Артур Терьян, беседуя с корреспондентом «15-го Региона» с радостью пригласил к себе в «жилище». В кабинах современных большегрузных машин есть двухуровневое спальное место, выдвижной столик, телевизор. Как отметил водитель, у каждого дальнобойщика есть турка и мини-печь, которая позволяет заварить кофе или чай. А вот обедать приходится в близлежащих столовых, где разовое питание обходится в 350 рублей.
«У всех дома есть кровать, и у нас она есть, а также телевизор, столик. Что касается питания, то мы не всегда кушаем по три раза в сутки. Цены «кусаются». Чем дальше от границы, тем дешевле, но пешком идти слишком долго, а выезжать на своей фуре невозможно, поедешь назад – потеряешь свою очередь в многокилометровой очереди», — отметил Артур Терьян.
Однако, зачастую местные жители не теряются и предлагают свои платные услуги. Так, беседуя с дальнобойщиками, проходила женщина, которая предлагала пирожки по весьма выгодной цене: четыре штуки за 100 рублей. Еще одной проблемой для водителей является тепло: грузовик хоть и не двигается, но отопление кабины и работа рефрижератора (холодильно-отопительная установка прим.ред) требуют порядка десяти литров дизтоплива в сутки. В целях экономии водители пользуются пунктом обогрева, который установлен МЧС по Северной Осетии.
«Когда топливо заканчивается, мы дозаправляемся. Неудобства здесь связанны с соблюдением гигиены. Душевые кабины стоят 150 рублей, общественные туалеты – 20», — сказал водитель Гамлет Хачатрян.
Свободное время в очереди дальнобойщики проводят весьма однообразно: убирают свои кабины, ходят друг к другу по машинам в гости, спят, играют в карты, шашки и шахматы, смотрят телевизор, звонят родным. Удивительно, но суровые с виду, брутальные мужчины обладают тонким чувством юмора. У некоторых из них на лобовых стеклах установлены таблички: «Денег нет»; «Меняю тещу на резину» и многое другое. Особое отношение у водителей большегрузов к своим коллегам, вне зависимости от национальности, они всегда готовы прийти друг другу на помощь. Их девиз: дальнобойщики своих не бросают.
15 регион