Ирбек Доев написал для Abon о самой «горячей» теме последних дней.
Кажется, еще ни одну проблему или неожиданную новость осетинский интернет не обсуждал с такой прытью, как появившиеся в сети фотографии автомобиля марки «Mercedes-Maybach», предположительно, принадлежащего главе республики Вячеславу Битарову. Ничто так не волновало общественность – ни сомнительное и скандальное увольнение Зиты Салбиевой из Республиканского дворца детского творчества, ни многочисленные публикации о бессовестной продаже тех или иных земель или оптимизации тех или иных учреждений. Ни еще добрый десяток столь же постыдных информационных поводов. И даже застенчивое молчание Вячеслава Битарова по вопросу изучения осетинского языка – в соответствии с разрабатываемым федеральными властями новым законопроектом – тоже не вызвало подобного шквала эмоций. Зато с этим справился «Mercedes-Maybach».
На самом деле нет никакой проблемы в том, что глава Северной Осетии, возможно, приобрел себе подобный автомобиль. Бывший бизнесмен, в конце концов, он может себе это позволить, опираясь на багаж прошлых лет. Но именно в этой возможной покупке сокрыты другие проблемы. Игнорировать которые человек, возглавляющий регион, не может и не должен в принципе.
Проблема первая. Даже если ты – бизнесмен в прошлом (допустим), даже если ты честно заработал свои деньги (предположим), неэтично, возглавляя нищий регион, в котором средняя зарплата по данным Росстата составляет 22 тысячи рублей, а по данным независимых исследований – почти в два раза меньше, приобретать себе автомобиль премиум-класса. Понятно, что слово «этика» бесконечно далеко от североосетинской власти и – шире – почти от любой другой власти, но надо иногда думать, что делаешь. Можно купить – но выглядеть это будет так, как выглядит сейчас: неэтично и неэлегантно.
Проблема вторая. Менталитет. Неэтичность поступка умножается стократно на особенности нашего менталитета. Здесь, в Осетии, так совсем нельзя. В Австрии просто нельзя, а в Осетии стократно нельзя. Так уж мы устроены.
Проблема третья – реакция. Оснет бурлит уже второй день. Но реакции нет. А она должна быть. Неплохой реакцией бы могло стать публичное заявление господина Битарова о том, что ближайший месяц или два он будет ходить на работу пешком или ездить на трамвае №1 от остановки «ВГМТ» до остановки «Площадь Свободы». Во всяком случае, прошу считать это доброй и бесплатной рекомендацией или даже сердечным советом соседа.
Проблема четвертая. Ее можно выразить одним словом – «команда». Три года господина Битарова прошли впустую: никакой команды как не было, так и нет. Есть случайный набор людей, расставленных на те или иные позиции по неясным критериям. И когда ты позволяешь себе высказать критические суждения в адрес некоторых представителей этой так называемой «команды», то в ответ обычно слышишь: «А что ж ты не помогаешь? Вместе работали бы на благо республики».
Работать с кем? С теми, у кого нет ни малейшего представления о вверенной им сфере? Работать с людьми, путающими слова «бренд» и «тренд»? Работать в ситуации, когда практически ни один министр не разбирается в руководимой им отрасли? Работать в окружении малограмотных, плохо образованных людей, возглавивших практически всё, что можно было возглавить и даже то, что нельзя? Работать с теми, кто думает только о своем личном благополучии? Что ж, определенных результатов можно добиться и в такой ситуации. Но с двумя поправками. Когда есть идея и лидер, вокруг которых можно сплотиться.
За три года идей не предъявлено. Власть то заводит в республику якорные бренды, то разрабатывает стратегии, то выплачивает долги, то привлекает южнокорейских инвесторов. Власть распыляется, будучи не в состоянии генерировать ни одной идеи, кроме смешных антикоррупционных клятв в Роще Хетага. Но нет и лидера. Лидер не увольняет людей только за то, что не понимает слов, которыми эти люди оперируют, чтобы что-то ему объяснить.
Возвращаясь к истории с «Mercedes-Maybach». Как ни странно, но даже она весьма ярко иллюстрирует тезис об отсутствии команды. Когда сотрудники «сливают» своего лидера – а почему-то кажется, что дело обстоит именно так – о каких идеях и каком лидерстве думать? И еще. Сегодня это не в моде, но как тут не вспомнить великого Карла Маркса с его вечным высказыванием о том, что «идея становится материальной силой, когда она овладевает массами». Увы. Ни идей, ни овладевания.
Только «Mercedes-Maybach» и пустота.
Ирбек Доев