Комитет «Матери Беслана» просит власть принять закон о «Социальной защите жертв терактов». С таким обращением к депутатам, сенаторам и руководству Северной Осетии выступила председатель организации Сусанна Дудиева.
Она рассказала «Кавказ.Реалии», что о необходимости принятия законопроекта организации «Матери Беслана» и «Голос Беслана», говорят уже на протяжении 10 лет. Их поддерживают и другие объедения пострадавших от терактов: «Волга-Дон», «Норд-Ост», «Надо жить» и «Рейс — 9862».
Общественные организации сами выступили разработчиками законопроекта и в 2010 году отдали его на рассмотрение республиканского парламента. Годом позднее вопрос даже поднимался на уровне тогда еще президента страны Дмитрия Медведева. Однако закон так и не был принят.
Дудиева поясняет, что данный законопроект необходим, так как некоторым заложникам школы №1 города Беслана требуется дорогостоящее лечение и реабилитация на постоянной основе, а остальным хотя бы диспансеризация. Все это немалые деньги, которых у Северной Осетии нет.
«Психотравмы со временем обострились. Как и прогнозировал профессор Кекелидзе, эти последствия дадут о себе знать через 10-15 лет. В этом году ситуация особенно усугубилась. Пострадавшие жалуются на головные боли, обмороки, а также различные страхи. Диспансеризация нужна абсолютно всем, так как многие не до конца обследованы. И проведена она должна быть бригадой из лучших врачей страны. Есть ряд специалистов, чья помощь нужна пострадавшим всегда – это психологи, психиатры, нейрофизиологи», — сказала она.
По ее словам, республиканская власть делает все, что позволяют ее финансовые возможности, однако пострадавших около 800 человек, и всем помочь не удается.
«Это ещё раз подтверждает наше требование о том, что государством должен быть разработан и принят закон о статусе жертв терактов. Тогда будет разработана программа, составлена база всех пострадавших от теракта. Будет ясно и понятно состояние больного, результат лечения и дальнейшее обследование и лечение. Это позволит республике иметь статью в бюджете на ‘лечение и реабилитацию пострадавших в результате теракта’. А пока мы все эти 15 лет требуем, судимся, выбиваем, просим, клянчим. И порой плачем от обиды, когда некоторые наши соотечественники смеют писать нам: ‘Сколько им ещё надо?!'», — сказала Дудиева.