
Любое дело нужно доводить до конца: посадил дерево, возьмись за лейку, взрыхли землю, только корни не повреди, подкорми после зимы. Не поленись — побели, чтобы нехорошие насекомые вверх по стволу не поднимались, и затем планомерно занимайся обрезкой и формируй крону, и все это будет глаз радовать и говорить, что ты – настоящий хозяин.
С одной стороны, стоит признаться в том, что еще четыре года назад участвовал в общегородской акции «Посади свое дерево». А с другой стоит признать, что посадил свое дерево, но больше на это место, а это было на ул. Весенней, не возвращался. К великому сожалению, так и не полил дерево, а все потому, что думал, как будешь выглядеть с двумя-тремя пятилитровками с водой, и вообще, найдешь ли это дерево, и почему только его и поливаешь, а кто остальными займется?
Вроде, все — твое, посаженное своими руками, но отчего –то неродное — такая мысль возникает, когда видишь, что от саженца, который по идее, за четыре года должен был превратиться в молодое деревце, осталась лишь качающаяся на ветре палка с тремя-четырьмя худенькими и ломкими ветками, без малейшей перспективы набухания почек. В первый апрельский день можно и нужно пошутить, но под ярким солнцем после нудных владикавказских дождей такие саженцы, кроме жалости, ничего не вызывают.
Конечно, можно бросить упрек в адрес организаторов этой акции: дескать, после «Посади свое дерево», надо было объявить акцию «Полей свое дерево и взрасти его». Степень иронии или сарказма зависят от настроения, но время-то вспять не повернуть, и зачахшие деревья уже не реанимировать. А все дальнейшие рассуждения и эмоции абсолютно несостоятельны и совсем неуместны, особенно на фоне прекрасной аллеи, что периметру забора завода «Янтарь», посаженной 40 лет назад его работниками. Говорят, что идея принадлежала директору военного предприятия, мощному организатору производства Бориса Лагкути, и называют ее не иначе, как «Аллея Лагкути». Все деревья, а это тополя, принялись, хорошо прижились и в ответ на тепло человеческих рук вымахали под высоту пятиэтажек, что на противоположной стороне улицы. Радовал глаз зеленый островок на улице Московской, за которым скрывалась проходная завода «Гран», неплохо вписались в городскую среду деревья, посаженные вдоль завода «Разряд». Примеров много, и старшее поколение своими делами, через закладку паркой и аллей, продемонстрировало нам, тогдашним пацанам и девчонкам, достойный пример для подражания, уважительного отношения к природе и своему будущему, и сейчас отчего-то произошел сбой, хотя ориентиры- везде, и компас не нужен.
Жаль, что отголоски прежней акции от посадки деревьев дошли до сегодняшнего и идут разбирательства между городскими властями и предпринимателем Таймуразом Дзантиевым, которому ничего не осталось, как пойти на крайний шаг — выкапывать деревья, что уже само по себе, нонсенс. Раньше даже в интернете таких новостей читать и не приходилось – надо же было так отличиться, и на таком хорошем деле споткнуться.
Поиск истины, и ее утверждение, скорее всего, будет проходить в суде. Органы, призванные контролировать деятельность городских властей, называют суммы ущерба, причиненные в результате отвратительного менеджемента тех, кто отвечал за озеленение нашей столицы. Данные ущерба доложат городским депутатам, и они потом примут решение, суд все рассмотрит и тоже примет решение – логика присутствует, но деревья, причем многие, так и не принялись.
Когда появился Северо-Кавказский федеральный округ, стал востребован товарный бренд «Сделано на Кавказе», и еще лет пять назад, дабы не остаться в стороне от актуальной темы, задал один вопрос ветерану труда, который много сил и времени отдал Садонскому свинцовому- цинковому комбинату : Унальские груши еще можно возродить? Ответ был кратким: Нет. Унальское хвостохранилище и ветер.
После такого захотелось еще озадачиться похожими вопросами: а есть ли шанс возродить былую славу мясистых красногорских помидоров, моздокского лука и арбузов, разваристой и нереально вкусной картошки из Ольгинского и Чермена? С однозначным ответом, причем по каждой позиции, не рискую до сих пор, хотя знаю, с чего начать – земля и люди, а с конкретным «нет» или «да» посложнее будет. Дерево, земля и человек, все — взаимосвязано и давным-давно открыто.
Тимофей Хъурхъурагов