
В АМС Правобережного района поговорили о плюсах и минусах строительства на окраине Беслане кремниевого производства. Идеолог создания завода на 6000 тонн поликристаллического кремния Ахсар Пинов рассказал, чем хорош проект, а депутаты районного собрания и активисты высказали свои опасения. Причем, в довольно жесткой форме.
Ахсар Пинов приехал в Беслан в сопровождении вице-премьера правительства Северной Осетии Ахсарбека Фадзаева, по некоторым данным, главного лоббиста строительства завода. Господин Фадзаев начал свое выступление с глобальных вопросов. Он справедливо заявил, что кремний в современном мире стал стратегическим материалом, из которого делают солнечные батареи и, что важнее, микрочипы. В России подобных производств пока нет и бесланский завод должен стать пионером в этой сфере бизнеса. Как водится, не забыл вице-премьер и о «сингапурском чуде», которое он объяснил буквально на пальцах, сказав, что пришел руководитель, который открыл государство, бывшее до этого закрытым и дал «возможность работать творческим людям». «Наконец-то мы пошли по инновационному пути», обрадовал собравшихся Ахсарбек Фадзаев, не преминув отметить, что проект «находится на контроле у главы республики».
Видимо, это должно было произвести сильный эффект на собравшихся. Как и информация, что проектом заинтересовался Татарстан, но «мы решили, что это изобретение нашего земляка и он (завод — Абон) должен быть в Осетии». «А сколько предприятий можно создать вокруг этого завода!», продолжал восхищаться господин Фадзаев, намекнув, что уже простое наличие такого предприятия даст толчок развитию других, поменьше, тем более, что за его продукцией Европа и Африка «практически в очереди стоят».
Завершил свою речь Ахсарбек Фадзаев по обыкновению сославшись на главу Северной Осетии. «Я представил вам позицию главы. И других у нас не должно быть – развивать производство, чтобы отсюда не уезжали талантливые люди. Это воля случая, хыуцау нын радта и мы должны этим воспользоваться», добавил он. Аплодисментов не последовало, так что Ахсар Пинов выходил на трибуну в полной тишине.
Он сразу начал сыпать умопомрачительными цифрами, сказав для начала, что кремниевый завод сделает нашу республику «экономически процветающей и технологически передовой». Затем сообщил, что стоимость солнечной энергии в современном мире дешевле всех остальных и за ней будущее, если уже не настоящее.
Однако самым интересным оказалось не это. По словам господина Пинова, оборот кремниевого завода составит порядка 70 млрд рублей! Это при том, что трудоустроиться на предприятии смогут от 1500 до 3000 человек (цифра менялась в зависимости от того, о чем на тот момент рассказывал докладчик). Помимо этого, питать производство должны будут специально построенные в горах гидроэлектростанции, а к воротам завода планируется подвести железнодорожную ветку – на специальных поездах будет приезжать персонал предприятия. Но и это еще не всё – по словам Ахсара Пинова, он покривил душой в одном из интервью, сказав, что средняя зарплата работника составит 150 тысяч рублей. На самом деле она будет гораздо выше – в районе 250 тысяч. «Планируемая выработка на одного человека составит примерно 50 млн рублей, а каждый должен получать достойные деньги за свой труд», сказал он. Ахсар Пинов также сообщил, что построенное предприятие не будет иметь аналогов в мире, так как будет работать на оборудовании, разработанном специально для него, и снизит себестоимость продукции до 5 долларов. Цены, которой нет нигде в мире. Вопреки ожиданиям, докладчик ничего не сказал о междупланетном шахматном турнире, что сильно смазало эффект от выступления.
Вместо этого он опроверг информацию, что представляющие проект кремниевого производства люди закупают старое оборудование в Европе и привозят его сюда под видом инновационного прорыва. «Это инсинуации и я даже знаю, кто за этим стоит», сказал господин Пинов, правда не назвал имена недоброжелателей.
Ахсар Пинов также попытался развеять опасения собравшихся в экологической вредности производства. Судя по его словам, подобный завод мощностью 80 тысяч тонн кремния в год, без всяких проблем работает в центре одного из немецких городов, и никаких претензий к нему нет. А для нивелирования даже возможности выбросов хлора (за что, собственно и переживают бесланские активисты) нужно построить двухметровую стену вокруг завода, которая в случае нештатной ситуации остановит распространение ядовитого вещества. При этом докладчик особо отметил, что жидкий хлор в производстве использоваться не будет.
Когда настало время вопросов, стало ясно, что если Ахсар Пинов и развеял опасения бесланцев, то не до конца. Практически каждый из них снова и снова спрашивал о безопасности завода и том, куда денется хлор в случае форс-мажора. Господин Пинов отвечал как можно подробнее, пытаясь донести до людей, что никакой опасности завод представлять не будет. Люди не верили и выражали свои настроения довольно эмоционально. «Мы имеем право бояться – это у жителей Беслана уже в крови», говорила по-осетински женщина средних лет. Ей вторил молодой парень, выступивший за строительство завода, «но не у нас» и потребовавший провести референдум о необходимости запуска производства в Правобережном районе.
В конечном итоге постановили встречаться «столько, сколько понадобится» с привлечением экологов, инженеров и представителей здравоохранения – для выработки консолидированного решения.
Тотрадз Черчесов