Конституционный суд Северной Осетии признал законной отмену льгот для учителей, врачей и соцработников, проживающих в сельской местности. При этом одна из судей КС Татьяна Батаева не согласилась с этим и выступила с особым мнением.
Около года в районные суды республики поступают иски от сельских бюджетников, которые требуют выплаты денег, предусмотренных законом Северной Осетии «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности». Этот закон был принят парламентом и подписан Таймуразом Мамсуровым 30 июня 2010 года и предусматривает ежемесячные выплаты сельским бюджетникам 100% платы за жилье, отопление и освещение. Все эти выплаты взял на себя республиканский бюджет.
Однако уже в конце 2015 года тогдашний глава Северной Осетии приостановил действие этого закона, что и было отражено в бюджете республики. Так как об этом не сообщили в республиканских СМИ, для сельских врачей и учителей, это оказалось полной неожиданностью. Они стали обращаться в суды, которые, в свою очередь, выносили решения в их пользу, признавая приостановление «Закона о соцподдержке» незаконным. Тем не менее, в конце прошлого года глава Северной Осетии Вячеслав Битаров продлил приостановку действия этого закона. В ответ на это прокуратура республики направила запрос в Конституционный суд Северной Осетии о проверке конституционности такого решения власти. В частности, прокурор республики Векшин счел, что «установленные Конституцией РСО-А гарантии запрещают издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека», а также указал на «недопустимость произвольного отказа взятых на себя публично-правовых обязательств», если при этом не будет предусмотрен «механизм соответствующего возмещения». Такого механизма при приостановке закона не было создано, поэтому наиболее социально уязвимые слои сельского населения оказались без государственной поддержки.
Примечательно, что Конституционный суд рассматривал только «первую» приостановку, инициированную Тамерланом Агузаровым – в судебном постановлении говорится исключительно о нем. КС республики признал приостановку закона о соцподдержке сельских бюджетников не противоречащим Конституции, так как «законодатель исходил из недостаточности бюджетных средств». Более того, приостановление закона «направлено на реализацию конституционных принципов сбалансированности, достоверности, реальности республиканского бюджета». Получается, что бюджетники в селах не получают своих льгот исключительно исходя из конституционных соображений. Хотя, при этом, тот же суд предписал республиканским властям все-таки обратить внимание на сельских врачей и учителей, предусмотрев при этом надлежащий механизм соответствующего компенсаторного возмещения. Когда-нибудь потом.
С этим постановлением не согласилась судья КС Северной Осетии Татьяна Батаева, которая в своем особом мнении, приложенном к решению заявила, что голосовала против него. Госпожа Батаева сослалась на Федеральный закон 2004 года, предписывающий законодателям не просто запрет на отмену социальных прав бюджетникам, но, напротив, гарантирующий их сохранение. Приостановление действия закона о соцподдержке, пишет судья Батаева, «не может быть признано конституционно-допустимой мерой». Кроме того, она особо отметила, что приостановка действия закона не завершилась 31 декабря 2016 года. Напротив, её снова продлили. И снова не сообщив об этом открыто.
Татьяна Батаева напомнила, что из-за нехватки бюджетных средств можно приостановить лишь действие отдельных статей, но не закон в целом. «Недостаточность финансовых возможностей республики как фактор, обусловивший приостановление предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности, является неправомерным», пишет судья Батаева и добавляет, что признание судом правомерным приостановление действия закона о социальной поддержке местных бюджетников «подрывает доверие граждан к закону и действиям Республики Северная Осетия-Алания как государства, умаляя тем самым его авторитет».
Заур Фарниев