Привет, моя дорогая. Как у тебя дела?
К нам в Цхинвал неожиданно вернулась зима. Март представляет нам последний виртуозный танец «вихрь снега» уходящей зимы, и никак не может добиться аплодисментов за свое шоу от пешеходов, тепло закутанных в зимние пальто и спасающихся таким образом от пронизывающего холода.
Но недовольство мартовским концертом не сравнить с предстоящим у вас во Владикавказе концертом двух грузинских ансамблей в конце этого месяца. Сегодня в Цхинвале только и разговоров, что об этом. Люди спрашивают друг у друга, правда ли, что во Владикавказе выступают грузинские артисты. Социальные сети взорвались в обсуждениях.
Мне очень грустно. Не от того, что грузинские ансамбли начнут свой концертный тур с Владикавказа. Грустно оттого, что осетины разделились, и никакого общего стержня у нас нет. Южане и северяне на страницах фейсбука разговаривают друг с другом на разных языках. Я не увидела НИ одного комментария, где бы хотя бы один сознательный человек ответил на призыв южан простыми словами: «ребята, в Южной Осетии была война ни один год, и они там имеют право на такую реакцию».
Нет, вместо этого пошли строчить сплошной негатив, дошли до оскорблений. Стали бить по самому больному – мол, о чем вы говорите, вы же сами в больницы Тбилиси ездите. Я бы хотела пояснить, что граница между Южной Осетией и Грузией закрыта, и свободно никто в Тбилиси аппендицит вырезать не поедет. Речь идет о лечении онкологических больных, оказать помощь которым наша слабая медицина в Южной и в Северной Осетии не может. А для людей, у которых смертельно болен ребенок, или мать пред страхом потерять родного человека не имеет значения в больницу какой страны ехать. И таких больных в Грузию перевозят сотрудники международного комитета Красного Креста.
В том же фейсбуке, смысл всех комментариев «северных пользователей» сводился к одному: «ваша боль – это ваша боль. Мы же купили билеты и идем на концерт». Фразы типа: «не суйте нос не в свое дело — вы же независимая республика», «мы уважаем культуру грузин», «обожаем грузин», «культура вне политики», «кударцы тут своим хамством, всем надоели», и все в таком роде просто окончательно раскрыло мне глаза на то, о чем я давно подозревала, просто не хотела себе до конца в этом признаваться. У нас на юге нет ничего общего с осетинами на севере, кроме некоторых фамилий и общего происхождения нации. Сегодня мы максимально отдалены друг от друга.
Все речи политиков о страданиях разделенного народа на юге и севере Осетий полнейший бред. Отношения народов, или одного народа складываются на самом обычном бытовом уровне. У нас этого взаимопонимания нет. Когда я приезжаю во Владикавказ я часто слышу грузинские мелодии, доносящиеся из окон ресторанов и проезжающих машин. В такие моменты я думаю про себя: «Ну что ты злишься. Здесь не было войны с грузинами. Да, ну и что с того, что на севере и на юге живет один народ. Истребление они испытали только на юге. А голубые экраны телевизора это не калька, чтобы в точности передавать боль твоих соседей, друзей и родных от потерь и убийств на войне». И покончив с собственными объяснениями самой себе, я дальше иду по своим делам.
Но сегодня меня просто убило отношение северян к нашему возмущению. Как будто мы попросили о чем то невозможном. Да, мы возмутились! А как мы должны были отреагировать? Когда в 1920 году грузинские меньшевики сжигали сотнями осетинские села, когда в 1989 году живьем людей сжигали и заживо хоронили, когда в 2008 году началась бомбежка ночного Цхинвала и сидя в подвале я думала, — интересно как я умру, — от бомбежек авиации, или же нас в подвалах зарежут…
И не надо прикрываться этим неуместным лозунгом о нейтральности искусства и культуры. А кто тогда эти грузинские фашисты? Дети вне политики, старики вне политики, танцоры вне политики. А кто тогда нас на протяжении века уничтожает? Сегодняшние старики в Грузии — бойцы 1989 года. Вчерашние дети грузинские – солдаты августа 2008 года, и сегодняшние дети растут на той же неизменной идеологии уничтожения осетин.
Так вот у меня вопрос: если мое горе на юге не осознается тобой на севере, то кто мы друг для друга? Я надеюсь, что перепалки в фб не испортят культурного отдыха на концерте. Ты, возможно, скажешь, — «да, ладно тебе, с последней войны уже прошло 8 лет, поэтому можно и концерт посмотреть». Так дело в том, что грузинские ансамбли стали принимать в Северной Осетии не сегодня и не вчера. Это уже традиция.
P.S. Обычно на международных фестивалях, грузины объявляют симд «грузинским национальным танцем». Надеюсь, на земле осетин они этого не сделают.
Всегда твоя Амага