Симд для Гиннесса

Господи ты боже мой, это что же, вот так прямо 800 человек, да друг другу на плечи в два яруса? Мужчины в 40 лет у нас, как правило, имеют достаточно внушительный вес, так что отличиться сия хореографическая конструкция торжественностью и величавостью вряд ли сможет. Кто-то вообще может себе такое представить?  Хотя, скорее всего, кто-то точно может. Иначе откуда в новостной ленте появилась вот такая информация.

«Примечательным станет и историческая реконструкция танца «Симд Нартов» с участием 800 пар для внесения в книгу рекордов Гиннесса. «Симд Нартов» — старинный осетинский двухъярусный танец. Танцевали его обычно мужчины 35−40 лет, отличавшиеся силой и ловкостью. Одна группа мужчин становилась в круг плотно друг к другу, каждый из них держал за пояс рядом стоящего партнера. Вторая группа мужчин взбиралась им на плечи, образуя наверху второй круг. Запевая песню, живая двухъярусная «башня» начинала медленно двигаться вокруг то в правую, то в левую сторону. «Симд Нартов» отличался торжественностью и величавостью движений. Этим танцем завершались все большие праздники и народные гулянья. Участники программы — республиканские министерство культуры, министерство образования и науки, комитет республики по делам молодежи, комитет по делам печати и массовых коммуникаций, комитет по охране и использованию объектов культурного наследия и комитет по туризму».

Хотелось бы на это посмотреть. Хотя, если честно, возникает вопрос: а зачем? Ну действительно, зачем? Если это приурочено ко Дню Хетага, то насколько я помню, празднования эти со времен моего детства не отличались помпезностью. Ни тебе черкесок «от кутюр», ни пиджаков с газырями, ни больших черных джипов, из которых достают жертвенных баранов. Уж куда там припомнить правительственные кавалькады с перекрытием дорог.

А вот помню я мужиков в галифе и сапогах в кепках «аэродром» на головах, которые везли в рощу заранее приготовленное мясо жертвенных животных. Мужики молились, если мне память не изменяет, а затем освященное мясо привозили обратно, часть из которого просто раздавалась. Причем ничего выносить из рощи ни до, ни после праздника не разрешалось.

Не хочу даже говорить о том, какие формы празднование принимало в последующие годы. Достаточно вспомнить о трагическом происшествии со смертельным исходом в нулевых. Ну вот теперь новая история. История с национально-патриотическим возрождением.  Пишем на стенах граффити «Кæд дæ ирон, уæд  де ‘взаг зон!», носим пиджаки с оленями и режем баранов в несметном количестве. Не имея ничего против наших традиций и обрядов, хочется все же иногда спросить, действительно ли люди верят в то, что Богу нужны их бараны, которые, в итоге, они съедают сами?  А любителям пачкать стены в патриотическом порыве дать совет: кæд дæ ирон, уæд ацу æмæ дæхицæн иу ирон чиныг балхæн. Поддержи, так сказать, осетинского автора, дабы он поменьше думал о хлебе насущном, когда создает произведения на нашем с вами осетинском языке. Вы же не жалеете денег на баллончики с краской ради возрождения этого языка.

Что-то отклонился от темы. Зачем устраивать флешмоб из восьмисот человек под названием «Симд Нартов», если это конечно не фейковые новости? Что за гигантомания? При чем тут книга рекордов Гиннесса, и какое к этому действу отношение имеет День Хетага? Хетаг, если я не ошибаюсь, был гоним за то, что имел симпатии к христианству. А у нартов не то, что с христианством, с Богом были весьма своеобразные отношения. Надеюсь, все помнят картину Махарбека Туганова «Батрадз в борьбе с небом». Одним словом, мне непонятно, для чего и для кого устраивается это величавое торжество.

Ну да ладно,  раз уж так хочется устроителям попасть в книгу рекордов, я могу открыть маленький секрет. «Симд Нартов» не танцует, кроме нас осетин, больше никто. Так что можно задействовать гораздо меньшее количество мужчин, и все равно  это будет рекорд. Вряд ли на него кто-то будет покушаться. А если к этому добавить не менее пафосное мероприятие по выпечке самого большого в мире фыдджина или цахараджина, то очень долгое время можно с гордостью говорить о том, что мы самый продвинутый касательно «нацкультуры» народ. А также с придыханием произносить фамилии организаторов и виновников события, которое будет запечатлено в той самой издаваемой на сегодняшний день книге. Это событие, конечно же, должно послужить объединению народа с его лидерами, к тому же оно, безусловно, явится гигантским шагом к культурному возрождению.

О чем-то подобном, может быть, думают и те, к кому в голову пришла столь масштабная идея? А может быть, руководствуются другими соображениями, более меркантильными, например. Не знаю. Однако хочется, чтобы устраивая «нартские» празднества, люди не забывали, как закончилась жизнь самих нартов.

Темерлан Тегаев

Опрос

Вы пойдете на концерт Matrang во Владикавказе?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
16171819202122
23242526272829
30      
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031