
На пути в Дзинагу камнепады и оползни приводят в негодность асфальтовое покрытие. Ситуацию пытаются решить, и даже начали возводить подпорную стену. Однако, для полной безопасности путников — этого мало. Камнепады и оползни постепенно портят полотно. На некоторых участках, где из-под земли асфальт подмывает вода, разрушения сильней всего.
Местные автомобилисты это знают не понаслышке. Иногда по дороге не просто сложно, а невозможно проехать. Виссарион Текоев почти каждый день преодолевает этот путь. Приезжает сюда из Задалеска. Говорит, в последнее время участились случаи камнепадов.
Мужчина ездит к Святилищу, смотрит за местом, убирает. Говорит – всю жизнь живет тут, и такие проблемы были всегда. Местные к ним как-то приспособились. Но считает, что привыкнуть к такому нельзя, дорога в Дзинагу может стать проблемой для летнего отдыха. В ущельемногочисленные базы и детские лагеря. Но туда зачастую просто боятся приезжать. Опять же из-за дороги.
В местной амбулатории говорят – летом поток людей возрастает в несколько раз. В медпункте – оказывают только первую помощь, когда более тяжелые случаи вынуждены отправлять в районный центр или город. И дорога часто становится препятствием для быстрой перевозки больного. Местный фельдшер рассказывает – работает здесь уже более 20 лет – и бывало всякое.
Дорога к базам отдыха – сплошной гравий. Содержать ее в нормальном состоянии еще сложнее, после осадков там сразу образуются ямы и выбоины. Содержание и ремонт дороги оплачивает республика. Но новый асфальт и защитные сооружения от камнепадов требуют колоссальных средств. Поэтому подали заявку на участие в федеральной программе, по которой уже успешно прошли первый этап.
«Комитетом в 2016 году была разработана проектно-сметная документация, мы прошли экспертизу. Участвовали в ФЦП «Устойчивое развитие сельских поселений», — сказал председатель комитета дорожного хозяйства Тариэль Солиев. Но республику условия не устроили. Доля республиканского софинансирования была настолько велика, что наш карман такую сумму не потянул бы. Сегодня мы уже рассматриваемся по туристической программе. Я знаю, нас уже рассматривают. И условия нас устраивают. Мы работаем над этим вопросом.
Что касается защитных сооружений – тоннеля или галереи – на опасном участке, в Комитете дорожного хозяйства объясняют: чтобы принять конкретное решение, привлекли специалистов – уже несколько дней на месте работают альпинисты и геофизики. После полного обследования местности, определятся со стратегией.
ГТРК «Алания»