В новом номере журнала «Дарьял» вышла рецензия доктора филологических наук Бориса Кунавина на книгу «Иверская (Моздокская) икона Божией Матери (отдельные вопросы происхождения и дальнейшего исторического пути)». Ее автор – кандидат юридических наук Тамерлан Цгоев, провел полноценное научное исследование Моздокской иконы Божьей матери, в ходе которого стали известны интересные факты.
Выяснилось, что святилище Уала Масыг Майрам в Цъаззиу, в которое ходят молиться православные, никакого отношения к православию не имеет.
«На основании проведенного исследования автором установлено, что гипотеза о нахождении иконы в святилище Уала Масыг Майрам в Цъаззиу не подтверждается ни архитектурой, ни местоположением, ни топонимом, ни днями празднования, ни фактами, ни письменными источниками», — говорится в исследовании Кунавина.
Он также добавил, что при чтении монографии бросается в глаза тщательность и скрупулезность осуществленного исследования.
На основании рецензии можно сказать, что в книге именно научно доказано, что святилище Уаламасыг Майрамы дзуар в Цъаззиу выше села Харисджин в Куртатинском ущелье не было, и не могло быть местом домоздокского хранения Иверской (Моздокской) иконы Божьей матери, и никогда не функционировало в качестве православного храма. Неясно, соответственно, зачем туда ходят православные и кому молятся.
Получается, что указанные в ставшем печально известном, обращении православных к архиепископу Леониду факты ущемления их прав на посещение этого дзуара как православного храма, его «переименование», его «рейдерский захват» со стороны местных жителей на деле выглядят, мягко говоря, не так.
Епархия обещала разобраться подробно во всех фактах, указанных в обращении.