Когда речь заходит о проблемах Северной Осетии, в первой тройке непременно упоминается безработица. Портал «Абон» поинтересовался, какую помощь частные кадровые агентства оказывают в поиске работы у руководителя Центра делового развития Этери Хохоевой.
— Как устроена работа в вашем кадровом агентстве?
— Мы работаем непосредственно с работодателем. Он делает заказ на какую-то определённую вакансию, и уже после этого мы начинаем поиск по базе данных, в которой существует более 30 000 активных кандидатов на сегодняшний момент. Причем это необязательно безработные люди. Мы работаем с любой категорией населения. И уже в соответствии с тем, насколько человек подходит по всем профессиональным и личностным характеристикам, по тому заказу, который сделал работодатель, идет выбор в пользу того или иного кандидата. Хочу отметить, что соискатели бесплатно регистрируются в нашей базе данных.
Сегодня динамика по вакансиям у нас не самая лучшая. Количество вакансий по сравнению с предыдущими годами значительно упало по разным причинам, из-за социально-экономических условий, происходящих в стране. Это общая тенденция, причем у коллег за пределами нашей республики приблизительно такая же ситуация.
— Какие вакансии в основном преобладают у вас в базе данных?
— Чаще всего это управленческие должности. Много таких редких на сегодняшний момент специальностей, как токарь, слесарь. С токарями – это отдельное серьезное дело, потому что у нас новых молодых специалистов очень мало. Все в основном возрастные специалисты. К тому же токари на свободном рынке получают 80-100 тысяч рублей, естественно, они не пойдут на работу, где платят 35-40 тысяч рублей.
Часто требуются бухгалтеры, финансовые и коммерческие директора, торговые представители. Сейчас очень редко заказывают продавцов. Их достаточно много на кадровом рынке.
Сегодня сложно понять, как соотносится спрос и предложение на рынке труда. Люди сейчас не готовы менять место работы. В среднем в год к нам обращается примерно 2-3 тысячи человек. Из них трудоустраивается не очень много, где-то 5-7%.
— В чем, на Ваш взгляд, заключается сложность с поиском работы у нас в республике?
— Здесь много причин. Люди не хотят обращаться в ту или иную организацию только потому, что они считают, что там маленькая зарплата. Желания работодателя и соискателя чаще всего не совпадают в плане оплаты труда и соответствия обязанностей на той или иной должности. Профессионалы хорошо зарабатывают, им нет смысла менять свое рабочее место.
К тому же в нашей республике все хорошо друг друга знают, а это иногда создает проблемы для поиска работы.
Работодатель и соискатель не всегда готовы подвигаться в своих интересах. Если работодателю не хватает опыта работы и профессионализма, то соискатель не готов получать низкую зарплату, более соответствующую его квалификации.
Также имеет место неформальная занятость. В некоторых организациях персонал получает на руки чуть меньше, но там официальное оформление, и работодатель выплачивает все налоги и отчисления во вне бюджетные фонды. Но к сожалению, сейчас не везде так.
По большому счету, если человек хочет работать, то он всегда может найти работу. Работа всегда есть. Есть завышенная самооценка кандидата или завышенные требования к той или иной вакансии, завышенные ожидания от зарплаты при не очень высоком уровне профессионального мастерства.
— Помимо поиска работы и подбора персонала, вы занимаетесь обучением, можно подробнее рассказать об этом направлении?
— Наша организация является провайдером программы «Начни и совершенствуй свой бизнес». Это сертифицированная программа МОТ (Международная организация труда – прим. ред.), по которой уже обучено более 15 млн человек по всему миру, более 9 млн человек получили рабочие места. У нас есть международная лицензия на право преподавания этой программы по всему миру. Мы занимаемся обучением не только предпринимателей и самозанятых людей, но и тренеров, которые в дальнейшем самостоятельно могут работать с данной целевой группой.
Суть программы заключается в том, что мы за небольшое количество времени, за неделю, можем научить людей писать бизнес-планы и полностью рассчитывать свою бизнес-идею. Кроме того, участник тренинга с нашей помощью разрабатывает пошаговый план открытия своего дела. В дальнейшем человек, выходя с этим инструментом, может открыть любой бизнес, оформить ИП или общество с ограниченной ответственностью и уверенно работать на рынке.
По нашей программе мы обучили 5,5 тысяч человек по Северному Кавказу, Южному Федеральному округу и странам СНГ. Недавно для одной исследовательской работы мы сделали выборку из 1008 человек, которые обучались на наших курсах 10 лет назад (2009-2011 годы). Мы посчитали, что из них 26 % открыли свой бизнес в первый год, до сих пор работают 12,6%. Это невероятная цифра. По общемировой статистике и согласно коэффициенту выживаемости в среднем на рынке через 10 лет остаётся около 1-2% организаций. Мне очень приятно, что люди работают и обеспечивают себя и свои семьи, и в этом есть и наш вклад! Мало того, эти предприниматели создали много рабочих мест, реализовались в своём секторе, заняли государственные должности.
— Оказывает ли кадровое агентство помощь некоммерческому сектору?
— Да и много. Начиная с 2017 года, мы реализуем проект «Ресурсный центр поддержки некоммерческих организаций Северной Осетии», который уже второй раз поддержан Фондом президентских грантов. Мы помогаем лидерам, сотрудникам, волонтёрам наших НКО и гражданским активистам в разработке и написании социальных проектов, регистрации и внесении изменений в учредительные документы организаций, открытии и развитии НКО, подборе персонала для их проектов, фандрайзинге, обучении и так далее. Помогаем выстраивать стратегию и тактику развития их организаций. Такая информация не всегда бывает на поверхности. Людям имеет смысл рассказывать об этом, потому что есть очень много инициатив. Кроме того, мы приглашаем лучших федеральных тренеров для обучения наших НКО.
В этом году я побывала на форуме «Машук», где выступала в качестве эксперта грантового конкурса от «Росмолодежи». Там было 3 смены, более 3000 участников из всего СКФО и наша делегация состояла из более 300 человек. Ребята приехали обучаться и защищать свои социальные проекты. Есть большое количество идей по обучению, добровольчеству, созданию медиацентров, ЗОЖ, спорту, семейным ценностям. Очень многие наши ребята победили и в общем с грантового конкурса форума «Машук-2019» привезли в республику более 11 млн рублей.
— Также вы оказываете консалтинговые услуги предпринимателям. Насколько у нас востребовано это направление?
— Очень даже востребовано. Когда человек задается вопросом о том, что ему делать, в какую сторону идти и как развиваться, это все востребовано. Эти вопросы касаются дальнейшего существования на рынке и самое главное – получения прибыли. Особенно в условиях высокой конкуренции, когда на наш рынок все чаще и чаще заходят крупные сетевые компании.
Сейчас время постоянного обучения и развития. Если вы посмотрите на крупных игроков на рынке, тот же самый Сбербанк, Лукойл и так далее, у них собственные университеты, собственные корпоративные тренеры. Эти организации не скупятся на свое образование и на образование сотрудников, потому что за этим будущее. Ты можешь выигрывать по каким-то показателям, но если у тебя персонал не обучен, если он не подготовлен к работе с клиентом, к работе на рынке, то этой компании недолго на рынке жить.