Зылын дуар или Военно-Осетинская дорога с древнейших времен играла важную роль в связях севера и юга Кавказа. Сейчас из почти 300 километров дорожного комплекса осталось лишь 300 метров, сторожевая башня и каменный забор. Это свидетельство высокого мастерства алан — осетин в деле дорожного строительства, считают историки. Активисты Общероссийского народного фронта, сотрудники МЧС и организации «Наследие Алании» совместными усилиями расчищают территорию исторического памятника и пытаются его сохранить.
Историк Людмила Габоева называет это место «зазеркальем» или «мостом в прошлое». Здесь мирно соседствуют две дороги: одна — Зылын дуар, построенная в средневековье, другая — современный Транскам. Людмила Габуева уверена, это место может стать в будущем одной из главных достопримечательностей республики, стоит только перекинуть на другой берег хотя бы веревочный мост.
Зылын дуар — в переводе «Кривые ворота» — признан памятником культуры федерального значения. Это более трехсот метров древней дороги с заградительной стеной и сторожевой башней — прототип современного таможенного поста. Сегодня памятник разрушается на глазах. Тревогу забили представители ОНФ.
«К сожалению, идет его постепенное разрушение как естественными условиями, это дождь, снег, деревья, так и несколько лет назад здесь, когда проводили газопровод в Южную Осетию, то над ним прошла сама транспортная артерия и , к сожалению, какая-то часть была завалена. Я думаю, что здесь нужно провести масштабные реставрационные работы», — сказал сопредседатель регионального штаба ОНФ по Северной Осетии Руслан Цагараев.
Первая мера по сохранению памятника — вырубка деревьев. Летом они полностью загораживают своими кронами старинную каменную кладку, а еще разрушают ее под землей своей корневой системой. Целесообразность такой выборочной вырубки подтвердили и в Северо-Осетинском государственном заповеднике, на территории которого находятся ворота. Ни флора, ни фауна не пострадают, уверены специалисты.
«Все работы, связанные с расчисткой исторического памятника, согласованы с администрацией заповедника. Заповедник не против очистить памятник. Все лесорубочные отходы будут вывезены», — сказал старший государственный инспектор Северо-Осетинского государственного заповедника Владимир Цаллагов.
Спилить деревья-диверсанты вызвались добровольцы — это представители молодежной ячейки ОНФ и специалисты МЧС. Чтобы добраться до объекта, ребятам пришлось пройти три километра по заснеженной горной местности.