
Как известно, депутатами Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации А.И. Аршиновой, О.А. Николаевым, Ш.Ю. Саралиевым, О.Н. Смолиным, Е.В. Строковой и Б.А. Чернышовым 10 апреля 2018 г. был внесен в качестве законодательной инициативы проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Суть законопроекта сводится к двум основным положениям.
Первое из них предполагает, что преподавание и изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации должно осуществляется на добровольной основе.
Предлагаемая поправка прямо противоречит Основному закону страны. Как известно, в соответствии с Конституцией России (ст. 68, ч. 2), республики «вправе устанавливать свои государственные языки». Это положение подтверждено и федеральными законами «О языках народов РФ» и «Об образовании». При этом в последнем документе отмечено (глава 1, ст. 6, п. 6), что «вопросы изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируются законодательством этих республик».
Внесенный на рассмотрение законопроект противоречит и позиции Президента России В.В.Путина, высказанной на инаугурации 7 мая 2018 г.: «… меняясь вместе с миром, нельзя отрываться от своих собственных корней, от своей истории, многонациональной культуры. Мы поняли, что вся красота и вся сила — в нашей самобытности и единстве».
При этом следует отдавать себе отчет в том, что в современных условиях принятие упомянутого законопроекта вызовет резкое недовольство среди населения национальных республик. Более того, ущемление прав народов на изучение родного языка наносит непоправимый вред стабильности в обществе, и разрушает основы российской государственности. Депутатам Государственной Думы нужно серьезно задуматься о последствиях принимаемых решений.
Вторая концептуальная поправка, предусматриваемая рассматриваемым законопроектом, предполагает, что граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, с учетом потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) на основании их письменных заявлений.
Совершенно очевидно, что реализация принципа выбора родного языка или введение права на добровольный выбор изучения родного языка приведет языки и культуры нерусских народов страны к катастрофе. Многие родители предпочтут отказаться от изучения родного языка, поскольку это позволит увеличить временной объем на изучение их детьми русского языка и других предметов. Как следствие, школьники, продолжающие изучать родные языки, окажутся в ущемленном положении и в отношении русского языка, и общеобразовательной подготовки. Подобное развитие событий окончательно подорвет социальные позиции родных языков народов страны, большинство из которых и так находится в удручающем состоянии.
В целом, можно констатировать, что принятие рассматриваемого законопроекта, окончательно разрушит языковую политику в сфере образования, которая и так отличается несистемным, несбалансированным характером, входит в определенных аспектах в противоречие с федеральным и региональным законодательством и, как следствие, не позволяет создать необходимые условия для сохранения и развития родных языков народов страны.
В этой ситуации Международное общественное движение «Высший Совет Осетин» считает необходимым обратиться к депутатам Государственной думы РФ, представляющим Республику Северная Осетия-Алания, с призывом четко, и открыто обозначить свою позицию по отношению к указанному законопроекту, и проголосовать против его принятия, поддержав сохранение родных языков в обязательной части образовательной программы, а также обязательность изучения государственных языков республик.
15 регион