
Вердиктом коллегии присяжных заседателей в июле 2018 года 54-летний Хамзат Чаниев признан виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей «Похищение человека, совершенное группой лиц по предварительному сговору, с применением оружия, из корыстных побуждений».
С учетом всех обстоятельств дела, приговором Верховного суда РСО-Алания ему было назначено наказание в виде 5 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Однако спустя 3 месяца, пока шло обжалование приговора, не проведя ни одного дня в исправительном учреждении, находящийся в СИЗО Владикавказа Чаниев обратился в Советский районный суд с ходатайством о замене ему неотбытой части наказания в виде лишения свободы, более мягким видом — ограничением свободы. Сделав необоснованный вывод о том, что осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, районный суд, вопреки позиции прокуратуры, удовлетворил ходатайство.
Прокуратура РСО-Алания обжаловала данное постановление районного суда в Верховный суд РСО-Алания, который, однако, оставил решение районного суда без изменений, а апелляционное представление прокуратуры без удовлетворения.
«Принимая подобные решения, суды не учли, что за время пребывания в следственном изоляторе Чаниев в содеянном не раскаялся, поощрений за хорошее поведение, активное участие в воспитательных мероприятиях, добросовестное отношение к труду, обучению не имел, к труду не привлекался, хотя имел возможность трудиться. Таким образом, поведение Чаниева не соответствовало условиям, предусмотренным ч. 4 ст. 113 Уголовно-исполнительного Кодекса России, позволяющим в целях исправления положительно характеризующихся осужденных представлять их к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания» — сообщают в республиканской Прокуратуре.
Данные обстоятельства послужили основанием для внесения прокуратурой РСО-Алания кассационного представления с постановкой вопроса об отмене необоснованных судебных постановлений ввиду допущенных судами существенных нарушений уголовного закона, искажающих саму суть правосудия и смысл судебных решений как актов правосудия.
Президиум Верховного суда РСО-Алания согласился с доводами прокуратуры, и отменил указанные незаконные и необоснованные постановления.