
Верховный суд Северной Осетии приговорил Олега Хосонова, застрелившего братьев Биченовых у автосервиса в Беслане, к 15 годам колонии строгого режима. Защита направила апелляционную жалобу в суд высшей инстанции, в которой указан ряд нарушений, допущенных в ходе судебного процесса. Адвокаты Хосонова уверены, что на мнение коллегии присяжных заседателей незаконно повлияла сторона обвинения, что в конечном итоге повлияло на приговор.
Из текста апелляции (текст имеется в редакции «Абон» — прим. ред.) следует, что гособвинитель довел до присяжных заседателей предъявленное Олегу Хосонову обвинение в искаженном смысле. При этом судья не сделал ему замечание. Помимо этого, не соблюдалась очередность предоставления доказательств в ходе судебного процесса, что лишало сторону защиты возможности качественно готовиться к судебным заседаниям.
Кроме того, сторона защиты трижды выступала с ходатайством о приобщении к материалам уголовного дела видеоматериалов на интернет-сайте «YouTube». Нотариально зафиксировано, что опубликованная 20 июля 2018 года видеозапись «Вся правда об убийстве Азама и Алана Биченовых» на дату осмотра набрала 199 415 просмотров. На этой записи брат погибших Рустам Биченов рассказывает о событиях дня, когда произошла перестрелка, затем свидетель обвинения Дзамболат Четоев даёт пояснения, искажая события.
«Следовательно, до начала судебного разбирательства мнение Четоева Д.С. не подтвержденное материалами уголовного дела, в нарушение закона стало достоянием широкой общественности, о котором могли знать члены коллегии присяжных заседателей, что могло повлиять на их мнение при вынесении ими вердикта в отношении Хосонова О.Т.»,- говорится в тексте апелляционной жалобы.
В связи с этим сторона защиты неоднократно выступала с ходатайством признать недопустимыми доказательствами по данному уголовному делу процессуальные документы, составленные с участием свидетеля Дзамболата Четоева. Однако в нарушение требований ст. 122 УПК РФ в удовлетворении ходатайства было отказано, чем были созданы неравные условия представления доказательств стороне защиты.
В ходе прений сторон гособвинитель допускал непозволительные высказывания, которые повлияли на мнение присяжных заседателей, считает сторона защиты.
«Перед вами председательствующим будут поставлены взаимосвязанные вопросы, если за них проголосуют четыре присяжных заседателя, то Хосонова суд оправдает. Прошу не допускать этого. На руках Хосонова кровь двух братьев Биченовых. Он не раскаялся, не заслуживает снисхождения», — приводятся слова гособвинителя в апелляционной жалобе.
Присяжные заседатели в вопросном листе единогласно ответили, что на судебном процессе не доказана вина Хосонова в совершении преступления общеопасным способом. Кроме того, они посчитали, что подсудимый заслуживает снисхождения.
По закону срок наказания подсудимого, признанного присяжными заседателями виновным, но заслуживающим снисхождения не может превышать двух третьей максимального срока. В этом случае при вынесении наказания отягчающие обстоятельства не учитываются. Однако суд приговорил Олега Хосонова к 15 годам лишения свободы, в то время как максимальный срок 20 лет.
«Из выше сказанного следует, что Хосонов не может быть привлечен к уголовной ответственности по обстоятельствам совершения преступления общеопасным способом. В ходе судебного разбирательства он в содеянном раскаялся и неоднократно просил прощения у родственников Биченовых», — говорится в апелляционной жалобе.
Напомним, что три года назад у автосервиса в Беслане произошло двойное убийство, в котором обвинили местного жителя Олега Хосонова. Во время следствия сообщалось, что он совершил преступление в целях самообороны: оба брата – Сослан и Олег Хосоновы – получили ранения.
В феврале 2019 года около 500 человек вышли на санкционированный митинг в поддержку Олега Хосонова. По их словам, братья Биченовы были хорошо известны в городе, но не с лучшей стороны – разбои, незаконное ношение оружия, «рэкет» — и нет никаких сомнений, что действия обвиняемого были самообороной.
В поддержку Олега Хосонова также выступила и сопредседатель комитета «Матери Беслана» Анета Гадиева, утверждавшая, что дело расследуется «тенденциозно и односторонне».