
Глядя на почти закончившуюся историю с ОРВИ и гриппом, начинаю напрягать память, пытаюсь опереться на логику, чтобы осознать и понять: а в чем же, с точки зрения долговременного эффекта, заключался столь длительный карантин в школах и детских садах нашей республики? В чем была суть длительного карантина, и помог ли он изгнать вирусы?
Каждый день в течение месяца проходил или же проезжал мимо десяти владикавказских школ, и нигде не видел открытых окон для проветривания помещений. И совсем не верится в то, что таким проветриванием занимались ночью.
Объяснить такое бездействие, наверное, можно тем, что вирусы этой инфекции настолько мутировали, что их даже дедовский метод освежения застоявшегося воздуха в помещении уже не берет.
Значит, должны были применяться какие-то передовые, как модно говорить, инновационные методы изгнания вирусов и бацилл из школьных и детсадовских помещений – вероятно, это какая-то «продвинутая» дезактивация или иная форма противовирусной «зачистки». Однако возле школ и детских садов не наблюдалось ни одной специализированной автомашины. Как не было и людей в масках и униформе, которые бы посредством уникального или оригинального инвентаря «обрабатывали» места, где наши дети проводят добрую половину дня, а затем со всеми бактерицидными накоплениями идут домой.
При таком резком взлете инфекционных заболеваний в школах и детских садах срочно следует озадачиться справедливым вопросом: а все ли было сделано в плане профилактики и предупреждения инфекционных заболеваний?
Щепетильность здесь была совершенно неуместна – во время зимних каникул, да и после них, видимо, стоило заглянуть в школьные санузлы и выяснить: хватает ли того же самого хозяйственного мыла, которое является неплохим средством профилактики, есть ли туалетная бумага, и как обстоят дела с одноразовыми бумажными полотенцами, и вообще, есть ли горячая вода?
Если чего-то не хватает и, как всегда, на это и бюджета нет, то нужно и деньги собрать с родителей – считай, что ты домой мыло купил, и забудь про всякую актуальность темы с поборами, потому как здоровье своего ребенка дороже.
Чем можно объяснить превышение на 22% эпидемического порога по заболеваемости ОРВИ, большое количество заболевших детей и школьников?
Фиксация данных – налицо, но хотелось бы узнать предысторию, узнать, как развивались неприятные для нас события. Но за хронологию событий никто так и не взялся – наверное, скучное это дело, да и никто за это и не заплатит. Иного объяснения и быть не может.
Ведь нас не первый год атакует постоянно мутирующийся вирус, но хоть бы один раз нашелся ответственный человек, который показал бы на карте Владикавказа несколько детских садов, школ или иных заведений, откуда по всему городу в этом году пошла гулять инфекция, сражающая людей наповал, независимо от возраста, телосложения и конституции.
Такого ответственного лица не нашлось, и похоже с этим тоже нужно смириться.
Скудных знаний по школьной биологии советского периода хватает для того, чтобы однозначно заявить следующее: ну, никак не может вирусная инфекция одномоментно (!) поразить около 50 владикавказских школ и столько же детских садов!
Ведь, всё с чего-то началось, но никто не знает с чего? Удивительная неосведомленность, особенно в XXI веке, когда лучшие достижения науки внедрены в передовых образцах диагностического оборудования.
Кто бы что ни говорил и на что бы не ссылался, делая при этом умное и одновременно крайне озабоченное лицо, но первоисточники инфекции, которая торжествовала и не сдавалась, должны были быть. И если о них сейчас никто не знает и не говорит, то это проблема не сегодняшнего, а уже завтрашнего дня.
Глядя на всю эту ситуацию с ОРВИ понимаешь, что с вопросами профилактики мы явно зашли не в ту сторону. Вот взять ту же самую вакцинацию, о которой много говорилось.
Какая у нас сейчас вакцинация населения по своему характеру и форме проведения: сплошная и поголовная, добровольно – принудительная или же как получится?
Самое интересное, что помимо трех приведенных вариантов, нынешний уровень демократии позволил найти четвертый вариант, и заключался он в том, что вакцинации в обязательном порядке подлежит так называемый декретированный (слово-то какое емкое!) контингент, а в их числе врачи, учителя, социальные работники и иные группы населения.
А что делать остальным? Ответ на поверхности – пользоваться свободой выбора, как главным достижением демократии, а как долго всем этим пользоваться зависит от состояния здоровья.
По части вакцинации среднестатистический обыватель, который не имеет профильного медицинского образования, беспокоится лишь о двух аспектах. Первый звучит просто: насколько эффективна прививка и дает ли она 100% гарантию от заболевания? Второй аспект тоже не отличается лингвистическими изысками и звучит также незатейливо: какова вероятность побочных явлений после проведенной вакцинации? Больше обывателя ничего не интересовало, но он остался один на один со своими сомнениями.
Значит, с ним нужно было говорить, и говорить на доступном, понятном человеческом языке. Но, как назло, говорить было некому. Санитарных врачей у нас нет так много. Участковые врачи в поликлиниках настолько заняты обходами людей и приемами больных, что им уже не до профилактики.
Казалось бы, при таком пропагандистско-разъяснительном «голяке» на первые роли должны были по собственной инициативе выдвинуться волонтеры, они же добровольцы. В интернете, кстати, проскакивала цифра о том, что у нас в республике около двух тысяч волонтеров из числа молодежи. Так если к каждому волонтеру приставить по одному студенту СОГМА или медицинского колледжа, то можно было в области профилактики гриппа и ОРВИ горы свернуть. Но это все из области «хотелок», а за истекший месяц не видел организованных групп людей, которые в многолюдных местах, возле тех же школ и детских садиков ходили бы в масках, раздавали листовки, памятки, что-то объясняли и рассказывали родителям и их детям.
В чем же тогда смысл волонтерства? Флэшмобы и иные акции, безусловно, нужны, и они хороши для пиара, но в плане помощи людям они дают никакой и нулевой эффект.
Странное дело – там, где нужно было навалиться всем миром, и противостоять инфекции и всякой заразе, отчего-то возобладало откровенное и ничем не прикрытое торможение.
Порой возникало ощущение, что полным ходом в течение месяца шла игра в «ромашку»: откроют ли завтра школу после карантина или же продлят еще на неделю? А в какую игру будем играть на следующий год?
Тимофей Хъурхъурагов