Толком не могу понять для чего на «Фейсбуке» разместили несколько постов о том, что чемпионы Олимпийских игр, в том числе и наш Сослан Рамонов, стали обладателями автомобилей BMW Х6, а одаренные ребята, которые одержали победу на международной олимпиаде по физике, остались без наград. В нескольких предложениях присутствовал ярко выраженный подтекст: дескать, посмотрите, какие сейчас у нас приоритеты.
Есть в Фейсбуке одна нехорошая тенденция – когда нечем крыть и трудно приводить обоснованные аргументы, в ход идут остроты: а почему бы за второе место в Рио-2016 не дать BMW Х5, а за третье BMW Х4? Но смеяться не хочется – лучше говорить серьезно.
Спорт высоких достижений – это самая настоящая пахота, будь то на ринге, татами, борцовском ковре или на паркете. Век спортсмена — короткий, и время здесь играет двоякую роль – сначала положительную, когда спортсмен набирается опыта и доходит до идеальных кондиций, и отрицательную, когда молодежь дышит в спину, а сил, как назло, бывает все меньше и меньше. Это и понятно, вот она физика и естественный, необратимый процесс старения.
А вообще зачем победителю международной олимпиады по физике внедорожник и кого этим он сможет и хочет удивить? Для талантливого парня решение архисложной задачи по физике, это все равно, что два файла с компьютера стереть — скорее всего, у него совершенно иные оценки личной состоятельности. А вот если с помощью государственной субсидии он сможет лабораторию создать, или испытательный стенд смонтировать, а может еще и за полигон возьмется – вот тогда и будет настоящее дело. Государство дало ему шанс раскрыться и по логике вещей, должно дать шанс закрепить свой успех, особенно в области фундаментальных и прикладных исследований. И в отличие от спортсмена время для олимпиадника-физика имеет только одно свойство: или ты открыл в науке то, о чем никто в мире и не догадывался, вписал свое имя в историю или же остался просто победителем отдельного взятого соревнования умов.
А победа на международной олимпиаде по физике, по большому счету, цены не имеет. Ведь, если честно и объективно, каким-то неведомым образом, через колено ломалась достаточно неплохая система советского образования. И если воспользоваться спортивной терминологией, то чем-то реформаторы от образования напоминали борца-недоучку, который из обилия приемов выучил только проход в ноги, да и то с переменным успехом. А дальнейшая тактика оказалась насквозь примитивной – главное пройти как-нибудь, сбить как-нибудь с ног– может в партер переведешь, балл, а то и два заработаешь, а дальше видно будет, куда кривая вывезет. Главное — войти в схватку с прежней системой образования. Конечно, нельзя сказать, что ее положили «на лопатки», иначе бы не было физиков-победителей, но все же пора на самом верху дать свисток, и разбираться в том, а насколько нужна была такая затяжная схватка на протяжении 20 лет?
А идей и аббревиатур за последние годы хватало — тут тебе и КПМО (комплексный проект модернизации образования), ЕГЭ вместе с КИМами, которые уже в расшифровках не нуждаются, и НПФ (нормативно-подушевое финансирование). Кстати, от термина «подушевое» так и отдает духом крепостничества и очень хочется еще раз Гоголя перечитать.
Печально, что с этими реформами мало кто удосужился заглянуть в душу учителя и в душу ученика, а все потому, что навалился на школу самый настоящий девятый вал из всякого рода бумажек. И стали, к примеру, все считать: ну-ка, есть ли в классе 25 учеников, и как от этого будем оплачивать труд классного руководителя? Если есть, то будем ему платить 1000 рублей, то есть по 40 рублей за одного ученика, и за минусом подоходного налога (13 %) выплатим учителю 870 рублей. А если некомплект, то это — нехорошо, надо что-то придумать. Придумать-то можно все, что угодно, и можно все, что угодно в схему финансирования вписать. В этом плане рационализаторов и оптимизаторов – хоть отбавляй.
Но плохо одно – школа, если можно так выразиться, приостановила процесс своего плодоношения. Еще точнее, где наши школьные самородки, чьи таланты должны просыпаться в школе, здесь же развиваться и расти до самого выпуска? Значит, не тот дух витает в школьных коридорах, классах и рекреациях. Не та аура присутствует, и чего греха таить, не так стимулируем учителей. Раньше, если не ошибаюсь, в 2007-2008 годах лучшим учителям по всей стране по 100 тысяч рублей в год давали, и вручали конверт накануне профессионального праздника, а потом вдруг почему-то перестали этого делать.
Первый кризис, видимо сказался, потом, как уже по привычке, его негативные последствия вместе преодолевали, а затем и нынешний подоспел – денег нет. Но тогда отчего несколько наших дорогостоящих ракет упали и в космический мусор обратились миллиарды рублей? Одна из причин, как об этом писали в СМИ, это человеческий фактор, когда во время сборки узла разгонного блока перепутали «плюс» с «минусом».
Человек создает любую технику по своему подобию. Организм человеческий настолько тонко и профессионально настроен матушкой-природой, что отклонение в пару микрон или на один нанометр, может привести к тяжелой, подчас, неизлечимой болезни. И то же самое с техникой, где путаница всего лишь с парой проводочков приводит к трагическому разрушению или самоуничтожению. Какой здесь может быть выход? Только один – так называемая «защита от дурака», и потому результаты наших юных физиков-олимпиадников, это как бальзам, пролитый на израненную душу – жалко денег государственных. Хоть и обделили физиков машинами, но с такой защитой они точно справятся.
Другое дело, и оно будет достаточно сложным и кропотливым для наших физиков и не только, это создание защитной системы, способной минимизировать реформаторский зуд, хоть в образовании, хоть в спорте и в других сферах.
Кстати, еще свежи в памяти события, когда некоторые реформаторы от спорта предлагали вообще изъять из олимпийских игр вольную и греко-римскую борьбу и заменить их на такие виды спорта, названия которых лучше не упоминать в приличном обществе. Трудно сказать, как к тебе отнесутся в Осетии, если позиционируешь себя ярым поклонником сквоша или же вейкбординга – при таких заявлениях, в самом щадящем варианте, наверное, «кинут через бедро», и не обязательно это произойдет на ковре.
А тогда в качестве главного аргумента приводилась зрелищность: мол, из шести весовых категорий вольной борьбы только в трех, где веса поменьше, есть на что смотреть — там и броски, приемы, и баллы сыпятся, как из рога изобилия. Понятно, кто ж спорит? Схватки «мухачей» проходят намного интенсивней и динамичней, чем у «тяжей», но мужества, азарта и воли к победе в той же вольной борьбе в каждом весе намного больше, чем у вышеупомянутых экзотических видов спорта.
И хорошо, что не нашла одобрения та глупая идея, зато вывод очевиден: горе-реформаторы в любой сфере, оказываются не в состоянии отличить весомый аргумент от дешевой «отмазки».
Тимофей Хъурхъурагов