Трубный запах

Грех скрывать, что последние три-четыре года чувствую настоящее весеннее обострение, исключительно на наших улицах и дорогах.

Зимой, особенно снежной, какая у нас была, запахи в определенной мере смягчились, обоняние тоже несколько «подсело». Но как только солнце ярко засветило и пригрело, стал часто попадать под дымовую завесу от впереди идущих автомашин.

У одних маслосъемные кольца уже превратились в техническую формальность, отсюда и неприличное исторжение сизой копоти – впрямь, хоть топор вешай. От других — стареньких «шестерок» и «семерок», оборудованных допотопными газовыми установками, исходит такое амбре, что лучше окно в машине не открывать. Есть шанс с самого утра наглотаться гадостей, коих на целый день хватит, да и на вечер останется.

Как всегда, виноваты у нас только деньги – их отчаянно не хватает на приобретение достойного по году выпуска автомобиля, не хватает для проведения качественной диагностики.

После того, как техосмотр увязали со страховщиками, на него, мягко говоря, «забили», про него забыли, как забыли о талонах токсичности. Это был небольшой по размерам документ, который свидетельствовал о соответствии фактического уровня окиси углерода и углеводорода в отработавших газах двигателей требованиям ГОСТ.  Содержание СО2 в выхлопных газах – это не просто химия, а химия, непосредственно влияющая на здоровье и жизнь, и никакого пафоса здесь искать не надо.

Как-то в республиканской печати проскочила цифра о том, что выхлоп в атмосферу от нашего огромного автопарка (а это почти один автомобиль на три жителя республики) составляет ежегодно от 150 до 180 тысяч тонн. Среди десятка соединений, которые описываются в органической химии, в автомобильных выхлопах есть токсичные вещества, причем с жестко негативными воздействиями на организм – это когда не просто вдохнул, поперхнулся, закашлялся или чихнул, а намного сложнее, с обязательным обращением к врачам.

В итоге наша бедность в совокупности с легкомысленно-либеральным отношением к техосмотрам и талонам токсичности привела к тому, что на городских улицах и республиканских трассах, хватает автомашин, которые больше напоминают «ведро с гайками» в плане дорожной и экологической безопасности.

Возможно, нам везет в том, что нет одномоментного и в одном месте выброса выхлопных газов – иначе бы «Электроцинк» показался бы детской шалостью.

Кстати, локальные и одномоментные выбросы выхлопных газов мы  устраиваем собственными руками – вроде хотим избежать одной опасности, но незаметно приближаем другую, наверное, прогнозировать еще не научились.

Возле начальной школы, бывшей средней 35-ой, что на улице Кесаева,  установлен «лежачий полицейский», как его именуют в народе.  Ближе к часу дня, с двух сторон дороги приличной вереницей выстраиваются автомобили, в которых родители заезжают за детьми. В итоге для проезда остается узкий средний ряд, куда пытается втиснуться весь поток. Неделю назад, а именно в безветренный день представилась хорошая возможность наблюдать за всем этим с пятого этажа соседнего дома.  Ладно, если бы только был эффект «бутылочного горлышка» —  подумаешь, кто-то опоздает на пару минут, но над небольшой площадкой   стоял настоящий смог —  классический, что называется, «в формате загнивающего запада».

Сразу же вспомнились «школьные годы чудесные» с 10-ти минутной по понедельникам политинформацией и фотографиями из газет о том, что капитализм немыслим без смога, тем самым он и душит тамошний рабочий класс. Таким изощренным образом у гегемона отбивается охота к активным действиям против буржуев.

Всё это в прошлом, а сейчас нужно перемены, но вместо них пока тщетные потуги.

Есть определенные надежды на биоэтанол  — его добавка к бензину от 3 до 5 % способна на одну треть сократить количество вредных веществ в выхлопных газах автомобилей. Самую «большую палку в колеса» здесь уже давно сунули бензиновые «короли» и хорошо прикормленные ими лоббисты — подобный доморощенный тандем не даст и полпроцента к топливу подмешать, и как был биоэтанол подакцизным товаром, как водка и сигареты, может таковым и остаться. Тандем уж точно постарается, иначе шальные деньги уйдут.

По идее, не стоит ждать, пока с биоэтанолом официально разберутся – можно уже хоть сейчас заливать бензин с добавками. Однако выскакивает здесь чисто прагматический вопрос: а где гарантия того, что гарантийный автомобиль не снимут с гарантии, если при прохождении процедуры техобслуживания, выясниться, что владелец заливал не совсем чистый 92 или 95 бензин?

Тавтология здесь ярко присутствует, и как раз она и подчеркивает всю нелепость ситуации.  Есть у человека деньги, он покупает хорошую машину, и чтобы меньше отравлять атмосферу, пользуется бензином с биодобавками. Но в один прекрасный день автодиллер ставит его на место: дескать, нечего тут экспериментировать в угоду матушке-природе!

Все ясно, у нас же рынок, на котором правит бал негласный принцип — если во взаимоотношениях продавца и покупателя существует хоть малая доля сомнений, то она, несомненно, толкуется в пользу продавца.

Примерно, такая же поставка вопроса от дилера может прозвучать в  случае установки качественного газобаллонного оборудования на новый автомобиль: дескать, кто разрешил вносить изменения в существующую топливную систему?

А ведь газомоторное топливо – это серьезная альтернатива бензину, прежде всего, в части снижения экологической нагрузки в населенных пунктах.  Кроме того, газ дешевле бензина, а семейная экономия или экономия в бизнесе всегда актуальны.

Можно согласиться с тем, что государство безвозвратно ушло из сферы ЖКХ и энергетики, и здесь ничего, кроме роста тарифов не произошло, но недопустимо было уходить из сферы, связанной с переходом на газомоторное топливо. Все оказалось в частных руках, причем без каких-либо четких обоснований. Одни занимаются приобретением и доставкой газобаллонного оборудования, другие – его установкой, третьи- оформлением, четвертые – проверками и надзором.  Масса  официальных структур и частных лиц при деле.

Вот и ищет владелец грузовой автомашины или маршрутной «ГАЗелей», как все это оборудование подешевле поставить, и легализовать при наименьших затратах – все это напоминает беготню, извините, с высунутым языком.

Уложился вместе с оборудованием, к примеру, в 20 тысяч рублей – радуйся. Уложился в 50 тысяч – радости, как не бывало, но в обоих случаях, все расходы автоматически ложатся на плечи потребителей. И никто не смотрит на очевидный и совсем не тайный круговорот вещей, когда одна и та же ржавая емкость с пропаном или метаном, на которой печать негде ставить, переходит от одной машины к другой, как эстафетная палочка? Зато документы с печатями есть, и все, казалось хорошо с точки зрения норм и правил, но дышится от этого не легче – скорее, наоборот.

Буквально на днях, в утренней пробке, следуя в очередной раз за маршрутной «ГАЗелью», занимался простым и почти привычным делом – наблюдал, как справа, идет неслабый дым из выхлопной трубы, разглядывал места кузова, подвергшиеся коррозии, и неизменно кривые петли крепления задней двери.  И совершенно кстати возник вопрос: интересно, а та самая питерская компания, которая придет во Владикавказ с тремя сотнями новых микроавтобусов, что нам принесет?

Если только лишь новый уровень культуры обслуживания пассажиров, то маловато будет. Нужен новый уровень экологической культуры от тех, кто так хочет войти во Владикавказ – в противном случае, головные боли от выхлопных газов печально гарантированы.  А ведь надоели эти боли.

Тимофей Хъурхъурагов

Опрос

Где вы планируете провести летний отпуск?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
  12345
27282930   
       
      1
2345678
9101112131415
3031     
    123
       
28293031   
       
28      
       
      1
2345678
9101112131415
23242526272829
3031     
   1234
567891011
19202122232425
262728293031 
       
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
       
     12
24252627282930
31      
       
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031