Без пастуха

Завидовать плохо. Но сегодня я завидовал адыгам. Потому что у них есть люди, готовые ради принципов пойти на смерть. У нас таких людей нет – претендующие на эту роль ограничиваются лишь громкими заявлениями об аланстве и уникальности нации.

В сегодняшнем «Коммерсанте» вышла публикация о том, как несколько дней назад в Сочи под священным для адыгов (я думал, что священные рощи есть только у осетин) Тюльпанным деревом провели молебен за упокой погибших на Кавказкой войне. В ответ на это старейшине Руслану Гвашеву, который собственно и читал молитву, вменили административку и выписали штраф в 10 тысяч рублей. В знак протеста мужчина объявил голодовку и сейчас практически находится при смерти. Ситуацию со здоровьем 67-летнего Руслана Гвашева усугубляет ампутированная недавно нога.

Вроде бы, завидовать нечему – несчастью человека тем более. Но дело не в этом. Дело в том, что во всем мире черкесские организации заявили о своей поддержке голодающему мужчине, собрали деньги на адвокатов, а сенатор (!) Арсен Каноков выступил с заявлением, что «надо учитывать, что на Кавказе помимо федеральных законов существуют культурно и исторически сложившиеся традиции и ритуалы. Каков смысл в том, что власти упорно хотят называть это нарушением? Понимают ли они, что таким образом провоцируют протестные настроения?». Сенатор, понимаете? Причем, это заявил человек, с которым так нелюбезно попрощалась в свое время Кабардино-Балкария. Кто-нибудь из жителей Осетии может представить себе, что представитель властей (даже республиканских) публично встанет на сторону общественных активистов, не побоясь потерять с таким трудом нажитое место?

А представить активиста, готового умереть из-за нежелания признавать свою неправоту? Я таких пока в Осетии не встречал. У нас всё начинается и заканчивается разговорами о великих предках, завоевавших чуть ли не весь мир, включая Антарктиду. В лучшем случае, вспоминаем Коста Хетагурова с его уже опошленным стихотворением «Додой», цитируемом к месту или не к месту. Пожалуй, это всё, на что мы сейчас способны. Разве что, впридачу к этому проводить народные гуляния в Роще Хетага, устраивать вокруг неё хороводы и организовывать Октоберфесты в осетинском театре.

Для чего нам великие предки, если сейчас у нас нет ни одного безоговорочного морального авторитета, готового ради правды пойти на любые страдания и народа, готового в свою очередь встать на его защиту? Всего народа, включая представителей власти, пусть даже и обиженных этим самым народом. Когда есть некая сверхидея, стоящая над всеми обидами и интересами.

До сегодняшнего дня я не знал, что у соседей есть такие люди. Официальные СМИ (а в КБР других нет) ни словом об этой истории не обмолвились. И очень жаль, потому что ненормально, когда о происходящем в нескольких сотнях километрах мы узнаем из федеральных источников, справедливо решивших, что тема заслуживает внимания.

Зато теперь мы знаем, как может быть. Не из истории, а вполне себе нынешней реальности.

Заур Фарниев

Опрос

Вы пойдете на концерт Matrang во Владикавказе?
Загрузка ... Загрузка ...
Архив
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
19202122232425
262728293031 
       
    123
25262728   
       
   1234
262728    
       
  12345
2728     
       
 123456
78910111213
282930    
       
   1234
       
  12345
27282930   
       
      1
3031     
29      
       
     12
3456789
10111213141516
31      
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031