Когда мне стало известно о заморозке «Мамисона» как туристического кластера, первое слово, которое пронеслось в голове было «пи…ц!». И не потому что я так жду или ждал крутого горнолыжного курорта.
Нет, в реальность крупных проектов я если и верил, то с большой натяжкой. Не то время сейчас, да и денег на серьезные вещи все равно бы не хватило. Так что, причина неприятных мыслей была не в обманутых ожиданиях. Она была в нормальной дороге, ведущей в ущелье (которую успели построить на выделенные федеральные деньги), в электрификации (тоже на федеральные деньги), и даже газификации (отвод от газопровода, ведущего в Южную Осетию). То есть, все составляющие того, чтобы в ущелье закипела жизнь. Будь она неладна!
Те, кто был в Мамисонском ущелье до начала великой стройки, меня поймут – более чистого, красивого и нетронутого цивилизацией места в Осетии просто нет. Добраться туда, даже при огромном желании, было весьма затруднительно. А добравшись – не приходило в голову устроиться там надолго. Зато теперь это вполне реально. С учетом дороги, электричества и газа, уверен, начнется хамская застройка – благо, земли, находившиеся в управлении Минэкономики России теперь вновь перешли в распоряжении республики и районов. А как распоряжаются своими землями эти субъекты власти нам хорошо известно.
Скажем, еще недавно приятное и милое Куртатинское ущелье вдруг ощетинилось разноцветными крышами огромных домов, километровыми заборами и новыми непонятно откуда взявшимися хозяевами. Апогеем стала небольшая трехметровая оградка, захватившая проход к Дзивгисской крепости. Понятно, что после вмешательства общественности, этот вопрос, вроде бы решили, но сколько еще памятников культуры и природы оказались погребены под уродливыми бетонными блоками в некогда прекрасном ущелье. Этого не знает и теперь уже не узнает никто.
На очереди Мамисон. Хотя меня и убеждают, что такого как в Фиагдоне там не произойдет, эти убеждающие, скорее, надеются исключительно на благоразумие местных властей. Хотя, наблюдать воочию это самое благоразумие мы можем в том же Фиагдоне. Говорят еще, что Мамисон от этой грустной участи может спасти относительная отдаленность от города. Но построенная дорога быстро сведет такую защиту к нулю.
Да что там – даже пока этими землями распоряжалось Минэкономразвития России, уродливая застройка уже началась. В том же Лисри сооружена вроде бы как мини-гостиница. Конечно, территория населенных пунктов не подпадала под проекты «Мамисона», но от этого легче не становится. При этом удивительно, что люди испортили то, за чем в это ущелье и собирались ехать туристы. Точнее, одну из этих причин – древности. И белый барак, прилепленный к старой башне, скорее всего, окажется первой подобной ласточкой. Которых будет становиться все больше. У нас ведь главное срубить побыстрее бабла. Причем, это даже больше не к обывателям относиться, а к тем, кто начнет торговать разрешениями на застройку одного из самых красивых наших ущелий. В том, что такая торговля начнется уже в самое ближайшее время, лично у меня нет никаких сомнений.
Для тех, кто скажет, что Мамисон и так собирались застраивать туристическими объектами и он бы в любом случае перестал быть нетронутым, отвечу – да, это так. Но строительство туристических комплексов не предполагало и не предполагает бесконтрольные уродливые бараки. Тем более, фактическое уничтожение исторических ценностей. Как раз наоборот. Никто не станет разрушать то, что в перспективе принесет прибыль. Не сию минуту, повторюсь, в в перспективе.
Но у нас сейчас как-то не принято об этом думать. Лучше построить огромную «дачу», предварительно договорившись со своими людьми.
Заур Фарниев