Профессор Камболов выступил с программным заявлением, в котором обозвал всех несогласных с ним людьми с «психологическим комплексом неполноценности». По мнению уважаемого ученого, те, кто выступает против его теорий (которые он почему-то называет «возвращением к традициям»), «предатели». Полностью эпичное выступление гражданина Камболова можно посмотреть по ссылке. Ну а я отвечу на те слова, которые меня задели и постараюсь обосновать вещи, с которым я не согласен. И основное вот это: «Сейчас против осетинской культуры выступают плиевы, сагеевы, бязровы и фарниевы».
Тамерлан, я говорю на осетинском языке. Пишу на нём и умею формулировать свои мысли. Да, я овладел им не в школе. В школе я просто читал много литературы на осетинском и, как мне кажется, довольно сносно в ней разбираюсь. Так что первая ваша претензия, что «белые вороны не владеют родным языком и от этого очень страдают» — мимо.
Теперь по поводу «выступления против осетинской культуры» и нежелания возврата к традициям. А о каких традициях вы говорите, Тамерлан? О тех, которые сейчас в ресторанах на свадьбах? С бутафорской надочажной цепью? То есть, с вещью, к которой чужим даже прикасаться не давали? Из нее сделали хъазинаг. Но, по-вашему, это, наверное, возврат к традициям.
Сейчас я говорю только за себя. И да, я смеюсь и буду смеяться над «черкесочниками», которые уверены, что надев сухъхъата, моментально станут настоящими осетинами. При этом напрочь забывая, что у наших с вами предков такие нарядные черкески были далеко не у всех, но у подавляющего большинства были моральные нормы, исходя из которых половине (если не больше) людей, которые сейчас щеголяют в черкесках, было бы объявлено хъоды. За воровство, лицемерие и жадность. Но если вы считаете, что «возврат к традициям» должен быть именно таким, то мы, видимо, говорим о разных традициях.
Нельзя бороться за чистоту грязными руками. Нельзя возрождать традиции (настоящие, а не придуманные) и «прививать их детям», обворовывая своих соотечественников, отравляя их разум и тела. Так не бывает. А если что-то возродится, то это будут не традиции, а точно такие же люди, которые их «прививали». Нельзя делать других лучше, если ты сам по уши в грязи. Тебе просто не поверят. Именно об этом я всегда говорю. И буду говорить всегда.
Сейчас ваше время – время бутафории. Она – в черкесках. Она – в танце вокруг Рощи. Она – в Аланской гимназии. Она – в непонятной «традиционной вере». Она – в убогих учебниках осетинского языка. Она – в бездарных националистических спектаклях некогда великого осетинского театра. Как сказал бы министр культуры Мильдзихов, сейчас это «бренд». Мы живем в этой бутафории, пытаясь нацепить нарядную черкеску на весь народ, который умирает от рака. А вместо того, чтобы его лечить, пляшем вокруг Рощи Хетага, уверенные, что это – поможет. Потому что если лечить, то врачи должны начинать с самих себя. А на это никто из них не подписывался.
А ваше заявление, что Аланская гимназия сформирует национальную элиту – вообще не поддается осмыслению. Приводя в пример Оксфорд и Йель, вы как-то забываете, что мы живем не в Англии и не в США, где, скажем, даже подростки знают, что взятка это плохо. Здесь этого не знают. Более того, любой ребенок считает это нормальным. Так о какой элите можно говорить. Кого можно воспитать в такой среде? Кого можно воспитать, когда дети видят, что добиться свой цели можно подхалимством, а понятие «верность» сменилось лизоблюдством? Или вы собираетесь воспитывать аланогимназистов по принципу «делай как я говорю, но не как я делаю»? Ну так не сделают же. Тогда к чему этот самообман? Разве что для определенной пары ушей, которой слушать такие вещи приятно?
Если так, то ничего плохого в этом нет. Каждый выживает как может. И если в такой ситуации вы называете меня «белой вороной», то мне только приятно – белая не грязная. Да и не каркает в общем хоре.
Заур Фарниев