Министерство финансов России пригрозило главе Северной Осетии Вячеславу Битарову обращением к президенту страны с просьбой инициировать процесс его отрешения от занимаемой должности. Причиной этого может стать «проведение неэффективной долговой и бюджетной политики».
Заместитель министра финансов России Леонид Горнин направил письмо (копия в редакции «Абон») главе Северной Осетии Вячеславу Битарову, в котором указал на проблемы в республиканском бюджете и большие трудности в ситуации с госдолгом.
В частности, замминистра финансов страны доводит до сведения республиканского руководства, что расходы бюджета в 2017 году превысили запланированные на 10%, составив 704,8 млн рублей. При этом поступления в бюджет оказались гораздо меньше тех, которые были прописаны. Так, из заявленных доходов от продажи материальных и нематериальных активов в объеме 422,1 млн рублей реально в бюджет поступило лишь 25, или 6%. Вместо 576 млн рублей от использования государственного и муниципального имущества – 140,3 млн рублей или 24%, а от продажи акций, запланированной в 319,9 млн рублей бюджет не получил вообще ничего.
«Ежегодное составление закона о республиканском бюджете с завышенными доходными источниками является нарушением принципа достоверности бюджета», говорится в письме. Кроме того, замминистра отметил, что после анализа расходов североосетинского бюджета, стало ясно, основным его приоритетом «является финансирование прочих расходов, не связанных с обеспечением расходов социально-значимого характера». Скажем, капитальные вложения в государственную недвижимость возросли с прошлого года на 1 мрлд 191 млн рублей и составили в общей сложности 3 млрд 618 млн рублей. Выросли расходы и на так называемые «иные закупки для обеспечения государственных нужд». За первое полугодие этого года они выросли на 1 млрд 466 млн рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили в общей сложности 4 млрд 711 млн рублей.
Подросли и субсидии некоммерческим организациям. Правда, не так сильно, как два предыдущих пункта – на весь год запланировано выделение 202 млн рублей, что на 61 млн больше, чем было выдано в прошлом году. Особо отмечено, что при такой щедрости власти к некоммерческим организациям, в бюджете «не в полном объеме предусмотрены средства на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы». Скажем, в представленных минфину России руководством Северной Осетии материалах указан недостаток средств общего фонда оплаты труда в сумме 629,2 млн рублей, из которых средства на выплату зарплаты — почти 200 млн рублей, повышение МРОТ – 51,4 млн рублей и повышение зарплат бюджетникам – 378,6 млн рублей.
Не все хорошо у Северной Осетии и с долгами. Так, на 2016 год просроченная кредиторская задолженность составляла 1 млрд 559,8 млн рублей, которую следовало погасить из соответствующих статей бюджета. Однако этим летом от минфина Северной Осетии пришла корректировка суммы долга. Теперь сумма выплаты составила 2 млрд 083,2 млн рублей, которые необходимо погасить в ближайшее время. Но вместо того, чтобы посочувствовать североосетинскому минфину, минфин российский попросил представить информацию «о причинах отражения некорректных данных и применении мер к лицам, ответственным формирование данных отчета». Более того, вместо того, чтобы в очередной раз дать денег, минфин России предупредил, что «в случае невыполнения условий соглашения о мерах по восстановлению платежеспособности субъекта, минфин РФ вправе принять решение о приостановлении бюджетных трансфертов». Проще говоря, деньги в республику могут просто больше не поступать. Более того, Леонид Горнин напомнил Вячеславу Битарову, что неисполнение плана восстановления платежеспособности субъекта РФ «является основанием для обращения Правительства РФ к Президенту РФ к представительному органу госвласти субъекта РФ с предложением инициировать процесс отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ». По сути, в случае, если бюджет республики не будет приведен в порядок за короткое время (что сделать просто невозможно), минфин России оставил за собой право настаивать на отставке Вячеслава Битарова.
Помимо этого, в письме минфина РФ приводятся цифры о предоставленных дотациях Северной Осетии, которые не были полностью использованы по назначению и высказывается опасение, что «учитывая нереалистичные параметры доходов республиканского бюджета, существуют риски невыполнения принятых обязательств».
Скорее всего, речь может идти о так называемой Программе оздоровления республиканской экономики. Первые ее итоги оказались нерадостными. Так, рост доходов за первый квартал этого года составил 0 рублей, а бюджетный эффект от оптимизации расходов – 208 млн рублей (43% от ожидаемого). Мероприятия по сокращению госдолга и расходов на его обслуживание тоже не внушают оптимизма, составив 14,1 млн рублей (35% от плана). В то же время господин Горнин назвал присланные в минфин России дополнения предложения от республиканского руководства «формальными мероприятиями, не приводящими к оздоровлению государственных финансов и получению бюджетного эффекта».
Заур Фарниев