
Первое сентября в Осетии уже никогда не будет полноценным праздником.
Да, школьники так же, как и везде, пойдут в школу. Да, будет много цветов. Да, на торжественной линейке будут петь веселые песни, а младшеклассники обязательно исполнят несколько трогательных танцев. Всё это будет. И даже взрослые будут стараться делать вид, что так и надо. Просто чтобы ничем не омрачить детский праздник. Но даже в самые радостные моменты они будут помнить, что было в точно такой же день 12 лет назад.
Поэтому 1 Сентября праздником в Осетии уже не станет. Да, вроде бы, официальным днем траура считается 3 сентября, но кого мы обманываем? Или стараемся обмануть. Самих себя – не получится. А другие о Беслане почти забыли. Пытаются забыть.
А 12 лет назад в Беслане был такой же праздник – нарядные дети с такими же нарядными родителями торопились в школу. Боялись опоздать. Им казалось, что вот еще немного и начнется новая жизнь. Она действительно началась. Правда, для многих из них эта жизнь продлилась всего два с половиной дня. А потом они шагнули в вечность, оставшись такими же красивыми и нарядными навсегда.
Теперь они смотрят на нас с городских щитов. Их там много. Настолько много, что даже если ехать медленно – лиц не разглядеть. Но это и не нужно. Лично я помню эти лица и без всяких щитов. Каждое. Каждый бантик. Каждый костюмчик. И все улыбки.
Много чего помню. От этого и дежа вю. Тогда тоже в эти дни вернулись наши олимпийцы. И первым делом отправились на похороны. Триумфатор Афин Хасан Бароев совершенно раздавленный шел за гробами матери и сына Фраевых. Тогда все шли за гробами. Кто мог ходить. Вся республика превратилась в одну сплошную похоронную процессию. А экскаваторы рыли могилы. Экскаваторы – могилы. В Осетии.
Но у детей должен быть праздник. Пусть даже назло памяти.
Может быть, это и жестокая идея, но во всех наших школах первым уроком, который обычно бывает «Уроком мира» должен быть «Урок Беслана». Чтобы помнили и знали.
И чтобы для нас Первое Сентября тоже – никогда не стал полноценным праздником.
Заур Фарниев